pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Два лика веры по Ивану Карамазову

Автор нижеследующей статьи - Сергей Рябов, первый редактор журнала "Имперiя духа", закончивший свой жизненный путь позавчера, 29 декабря. Кажется, ему не было еще и 50-ти... Царство ему Небесное!
---------------------------------------------------------------------------------------------

Жизнь есть соединение очень противоречивых и странных вещей. Жизнь духовная – не исключение. Мы всегда надеемся найти что-то окончательное, до невозможности светлое, мудрое и доброе. Думаем, что это где-то далеко, на Афоне, в каком-нибудь тибетском монастыре или на островке Карибского моря. Только попав туда, можно понять, что это очередная иллюзия и ничего не поменялось.
Есть литературные произведения, которые в чем-то по-своему приближаются к роду откровений. Одно из них – это «Легенда о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. О ней написано достаточно. Но ее смысл, безусловно, пока не исчерпан. Традиционно легенду связывают то с неприятием автором католицизма, то с критикой материалистических и социалистических идей своего времени. И тут даже не важно, насколько самому Достоевскому был открыт смысл написанного им. Возможно, эта легенда есть почти «последнее», что можно сказать о сути веры в Бога, о глубочайших парадоксах и трагедиях мира религиозности вообще.

АПОКАЛИПСИС ОТ ФЕДОРА

Одни откровения меняют историю, цивилизации, другие являются откровением для каждого, но не для всех. Они могут поменять личное восприятие мира, но не могут изменить общество. «Легенда о Великом инквизиторе», видимо, и есть произведение такого рода.

В ней открыты архетипы и тайны любой религии. Не только католицизма, а христианства вообще, включая православие и любые другие его исторические образы. С известными оговорками все реалии этого вневременного повествования можно отнести и к любой другой религии, всемирной или национальной, известной у нас в России или нет.

Это некий Апокалипсис для наших иллюзорных надежд на встречу с Всевышним где-то вне глубины нашего собственного существа.

Все внешнее – это лишь толчок для свободного падения в вышину нашего собственного неба.

МОНОЛОГ НЕВЕРУЮЩЕГО РАЗУМА

В легенде Христос является на Землю во второй раз, но Великий инквизитор не принимает его и приговаривает к сожжению. Вся легенда есть монолог того, кто судит Бога, вопрошание, порой отчаянное, обращенное к Христу. В нем много смыслов. И главный из них – это то, что людям просто не нужна та свобода, которую принес Христос.
Читать далее...

НАШ СОВРЕМЕННИК ПОНТИЙ ПИЛАТ

Годы прошли с тех пор, как в российском обществе на смену атеистической пропаганде пришло понимание ценности духовности. Маятник качнулся в противоположную сторону. Еще недавно атеизм считался безусловной опорой общественной морали и личной свободы, а все религиозное было символом ханжества и невежества. Теперь все религиозное почти автоматически принимается как благо. Но так ли это на самом деле?

То, что раньше было запрещено, теперь никому не нужно. Тиражи действительно духовной литературы падают, а коммерческие формы религиозности общества массового потребления цветут как никогда. Даже у православия, столь жестоко пострадавшего в годы «вавилонского пленения», появляются тенденции к земной, а не духовной власти. Секты размножаются с невиданной быстротой.

Фарисейская бездумная религиозность ничуть не менее опасна для человеческого духа, чем атеизм. И неизвестно, что опасней. Но она, видимо, так же необходима, как ночь для дня, как сон для бодрствования.

Не стоит забывать, что Иисус Христос был распят не разбойниками или воинствующими безбожниками, а очень религиозными людьми. Возможно, они были самыми сведущими в канонах своей «Церкви» и своего времени. Главной для них была верность неизменному преданию отцов. Бог был убит именно как еретик, как безбожник.

Фарисеи, саддукеи, синедрион – это все реалии сегодняшнего дня, а не цветущей и пыльной Иудеи две тысячи лет назад. Более того, эти персонажи существуют и внутри, и вне нас. И у этого их пребывания нет ни начала, ни конца. Понтий Пилат – наш современник, а Христос – всегда в сердце каждого, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Tags: in memoriam
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments