pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Об исповедях: некоторые наблюдения последнего времени

Количество исповедающихся сейчас в пост, естественно, возросло. Но завсегдатаи храмов, постоянные прихожане, продолжают исповедоваться так же, как это делали раньше, вне постного периода. Можно заметить не только то, что большинство среди них каются в одних и тех же грехах, как правило, повседневных и мелких, не требующих таинства исповеди так такового и свойственных практически всем людям, даже весьма преуспевшим в духовной жизни, но среди перечня этих грехов непременно услышишь «осуждение». Особенно от женщин: «Осуждала». На работе, в частности, или кого-то из родственников. А в самые последние дни тут добавилось «осуждение властей». Первые годы я просто это слушал молча… пока не возникли насчет таких признаний некоторые сомнения, которые постепенно накапливались. И на протяжении минувших примерно пяти лет я чаще всего задаю исповедающимся такой вопрос: «А как вы это понимаете, что значит осуждение?» И тогда между мной и очередной кающейся (как правило, повторяю, женщиной) происходит диалог примерно по следующей схеме:

- Итак, говорите, осуждение… Но прежде чем употреблять это слово, важно уяснить его значение. Как вы определите, что значит осуждение?
- …Ну это когда я вижу, что человек делает не то, я не соглашаюсь, про себя отмечаю, а иногда могу вслух выразить свое отношение…
- Так это же нормально!
- Ну а кто я такая, чтобы судить? Не мое это дело…
- Смотря как судите. Вы испытываете неприязнь к этому человеку, злость, жажду отмщения?
- Ой, ну нет, конечно, упаси меня Бог!...
- Тогда какое же здесь осуждение?...

Далее, как правило, следует пауза, и встречаешься с удивленным или озадаченным взглядом. Я продолжаю:
- А как же в нашей жизни жить без оценок? Каким образом различать, что хорошо в нашей жизни, что дурно, как уклоняться от зла и творить благо, к чему как раз призывает нас Писание?
- Ну надо видеть только свои грехи, а не на других смотреть…
- А вот примеры из Писания. Помните, как говорил Иоанн Креститель книжникам и фарисеям: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Или апостол Павел галатам: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас?...». Как вы думаете, они осуждали?
- Ой, ну нет… (далее иногда следовали варианты, либо: «Да, но они имели на это право», либо: «Ну, они были святые»). Они обличали!
- Вот, вот! Именно, обличали. Как по-вашему, чем отличается обличение от осуждения?
- Они говорили эти слова без зла, желая спасения душам тех людей.
- Совершенно согласен с вами! Ну так и вы же признались, что у вас не было желания зла и неприязни к тем, с кем у вас были разногласия.
- Но мой же суд может быть неправилен, ошибочен!
- Согласен, вполне может быть. Но ошибочная оценка еще не значит осуждение. Это может быть в худшем случае, допустим, празднословие.

После такого разговора нередко бывало, что женщины облегченно вздыхали. Ну в самом деле, начитаются каких-нибудь брошюрок с тысячами наименований разных там грехов, и пошло-поехало, вплоть до собственной «крыши». В том числе – как это страшно, кого-нибудь осудить! В подобных акцентах на осуждение со стороны некоторых проповедников и писателей может быть, увы, некоторая манипуляция сознанием тех, кто слишком податлив и внушаем по своей психике, пусть и неявная. В результате которой последнего рода люди боятся вообще выразить хоть какую-нибудь позицию, житейскую, гражданскую или, тем более, церковно-общественную. Грибоедовский тип Молчалина не только довольно стар, но он по-прежнему слишком современен. Вместо «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», поскольку «В чинах мы небольших», церковные Молчалины заранее скажут: «Батюшке/владыке виднее. Он Богом поставлен, а мы кто такие?». В общем, «Молчалины блаженствуют на свете»!

А еще за последние дни ко мне подходили люди, решившие перебрать свое далекое прошлое и написавшие по полстраницы из грехов своего детства или юности. Я удивился, естественно, напомнив, что покаяние состоит в обращении и перемене образа жизни, а не в выцеживании очередных деталей далекого прошлого, в которых, так или иначе, уже давно человек раскаялся. Оказывается… накануне были прочитаны «Мытарства» блаж. Феодоры! И теперь кающуюся овладел страх: а ведь все спросится ТАМ, до мельчайшей детали! Ну вот, плоды такого чтения – налицо…

Разумеется, есть и другая крайность, которая непременно присутствует в нашей российской жизни, сотканной, как известно, из многих крайностей и противоположностей. Буквально за два последних дня я услышал на исповедях два независимых друг от друга признания о том, как надоела эта «иудейская власть». Ну конечно же, я не удержался, чтобы поинтересоваться, почему она иудейская и в чем это иудейство проявляется; может, скорее у власти стоят чисто светские люди, равноудаленные как от православия, так и от иудаизма? Вразумительного ответа, естественно, не получил. Понятное дело, тоже какой-то литературы начитались; какой, можно только догадываться…
Меня всегда не то, что удивляла, а некоторым образом возмущала такая «конспирология»: ну допустим, на секунду представим себе, что это правда. Евреев в России всегда было немного, а иудеев среди них уж подавно, какие-то доли процента. Значит, эти доли, пробравшиеся во власть, определяют решающим образом жизнь остальных 99 с лишнем процентов россиян и ответственны за все наши беды и неустройства? Простите, но тогда чего стоит сам этот народ, который позволяет собой манипулировать, как кому вздумается?.. А в остальном, в милиции или много где еще берут взятки или дают их – иудеи, масоны, конечно же. И пьянствуют в российской глубинке почти повсеместно – они же (хотя нет, их спаивают…)).

Некоторые из исповедовавшихся мне в осуждении, впрочем, резонно возражали: но ведь так можно себя оправдать во всем, и зачем тогда вообще каяться? Разумеется, такой риск есть. И тут необходимо действительно идти узким путем между Сциллой боязни вообще оценивать что-либо и кого-либо, и Харибдой безудержного потока слов и эмоций, часто совершенно неконструктивных, а то и просто унизительных и оскорбительных. А наговаривать на себя то, чего нет и не было, явно не стоит. И если уж каяться в осуждении, то в настоящем, если оно действительно есть, а не в мнимом; а главное, пытаться исправляться после этого хотя бы на внешнем уровне взаимоотношений, поскольку не за какую-то праздную шальную мысль, а за всякое праздное слово мы, действительно, дадим ответ (см. Мф. 12, 36).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 210 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →