pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Карта уранополита

Митрополит Иерофей (Влахос). Проповедь на праздник апостола Андрея Первозванного


(г. Патры, 30 ноября 2010)

http://www.romfea.gr/index.php?option=com_content&view=article&id=6473:-l-r&catid=26:2009-12-18-08-38-40
(перевод мой)

1. Три дороги
Размышляя о величии апостола Андрея Первозванного, я думаю о трех величайших путях, которые осуществились в его жизни. Люди привыкли идти путем требований своих прав или выражений справедливых запросов. И святой Андрей прошел тремя величайшими дорогами, о которых я сейчас расскажу.

Первая дорога его была к честному Предтече – она может быть обозначена как поиск. Он был ученик Иоанна Крестителя, который, находясь в пустыне при Иордане, проповедовал покаяние как непременное условие для пришествия Царства Божьего. То есть, святой Андрей был из тех людей, кто взыскивал пришествия Христа-Мессии.
У него были к тому внутренние духовные запросы. В псалмах Давида написано: «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс. 23, 6). Итак, он принадлежал к тому роду людей, которые искали Христа, чтобы тот освободил их от тягостного состояния, в котором они жили.

Вторая дорога святого Андрея шла от Иоанна Предтечи ко Христу, и она может быть охарактеризована как обретение. Здесь значительную роль сыграл честной Предтеча. Он был пророком, жившим на разрыве между Ветхим и Новым Заветом, воспринявшим Духа Святого во чреве матери его на шестом месяце.

Это открытие прямо явлено в слове, которое обратил Андрей Первозванный к своему брату Симону-Петру. Он сказал ему: «Мы нашли Мессию» (Ин. 1, 41). Это слово Первозванного весьма важно.

Архимед, когда открыл закон природы, закричал как сумасшедший: «нашёл, нашёл»! Святой Андрей открыл не закон природы, а Устроителя ее, Христа. Поэтому мы понимаем, что истина не есть «что», или вещь, предмет, это не абстрактная идея, но «кто», личность и особенно личность Бога. Согласно идеалистической философии, истина есть идея – «в начале была идея». Согласно материализму, истина есть материя – «в начале была материя». Для христианства истина есть личность – «в начале было Слово» (Ин. 1, 1).

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Это глагол души, болезнующей о явлении Спасителя, ожидающей Его пришествия свыше и переполнившейся радостью после появления ожидаемого». Обратим внимание на слова «болезнующей» и «ожидающей» души. Тем самым выражается некая внутренняя боль, подобно родовой схватке, и в то же время ностальгия. Слово становится духовным семенем, которое входит в сердце человека и рождает дух спасения. Святого Андрея не интересовали земные радости, но небесные чаяния. Он томился ради пришествия Небесного Царя.

На этом пути святого Андрея выделяется особое присутствие честного Предтечи, который был его духовным отцом и учителем, однако он не удерживал его у себя, не желал его сделать своим приверженцем, но открыл ему путь ко Христу. Он сказал такие удивительные слова: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30). Он хотел исчезнуть перед Христовым присутствием.

Третья дорога святого Андрея – это путь от Христа ко Кресту, который можно назвать путем к славе. Он учился три года у Христа, пережил скорбь Креста и радость Христова Воскресения, принял Духа Святого в день Пятидесятницы и впоследствии пошел по всему миру проповедовать весть о Царстве Бога, делая это до самого дня его мученичества, здесь, в Патре.

Таким образом, святой Андрей из маленькой Палестины ушел во весь мир, из маленькой провинции, с жалкими средствами для того времени, – во Вселенную; из подневольного, которым был, поскольку Палестина находилась под игом римлян, он стал свободным во Христе, и вместе с другими апостолами сделал вклад в преобразование Римской империи в христианскую империю, которая явила эту новую культуру. Он сам создал Церковь в Византии, и потому считается покровителем Вселенского Патриархата.

Спросит себя кто-нибудь: что это была за сила у святого Андрея и у других апостолов, подвигшая их на этот грандиозный путь, связанный с поиском, обретением и славой? Конечно, это вера во Христа, которая не абстрактная идеология, а связь и общение с Ним.
Потому, по святому Максиму Исповеднику, вера воипостасна: «Христос же есть, как мы полагаем, воипостасная вера»; и, по святому Григорию Паламе, вера есть «разум и зрение сердца». В итоге вера есть связь и общение с Христом.

То есть, святой Андрей прошел тремя удивительными дорогами. Первая – к пророку покаяния, святому Иоанну Предтече, вторая ко Христу, вочеловечившемуся Сыну и Слову Божьему, и третья во Вселенную, в тот мир, который тогда привёл его к крестной жертве и небесному гражданству. Этими революционными путями он стал небесным жителем.

2. Наша собственная дорога.

Случай св. Андрея нас побуждает идти похожими дорогами в двух смыслах.
Первый – чтобы мы вышли из нашего самолюбия и руководствовались любовью к Богу и человеку. Это именно и сделал святой Андрей, поскольку вышел из самого себя, возлюбил Христа и впоследствии весь мир.
Самолюбие есть закрытость внутри себя самого, неразумная любовь к своему телу, господство чувственных удовольствий, темница нашей самодостаточности. Это страшная темница, наполняющая человека боязнью, неуверенностью, пустотой, душевным и духовным одиночеством, и в то же время психической беспомощностью и экзистенциальным самоубийством.

Кем-то было сказано, что пыткой будет изоляция человека в комнате, где он отовсюду окружён кривыми зеркалами, через которых будет вынужден смотреть долго на самого себя. Так мучение отождествляется с самолюбием, когда невозможно видеть за пределами себя самого.

Освобождение от муки самолюбия ведёт человека к боголюбию, то есть к любви к Богочеловеку Христу. Тогда человек выходит из себя самого и живёт для Христа, наполняется любовью, и его внутренний мир становится полным светом и жизнью. Следующий шаг есть любовь к людям, то есть любовь ко всякому человеку, созданному по образу и подобию Бога.

Тот, кто любит Бога, любит непременно всякого со-человека, в котором видит своего брата. Есть известное отеческое изречение: «Видел брата твоего – видел Бога твоего», как известно и слово преподобного Исаака Сирина, что любовь есть «горение сердца о всякой твари».

Второй смысл, который выявляется из жизни св. Андрея, состоит в том, что когда кто-то приводится с помощью одного из пророков ко Христу, Который есть свет и жизнь людей, тогда он получает жизнь, превосходящую смерть, и не боится ничего, не пленяется страхами, он свободен от всего и не страшится смерти.

Христос сказал Своим ученикам, среди которых был и апостол Андрей: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

В этой вере святой Андрей бросил вызов смерти и стал всемирным, небесным человеком, неустрашимым во Христе. Апостол Павел выразил это состояние, писав: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). Он имел Христа внутри себя, и никакой страх не удерживал его.

Замечателен отрывок из послания ΙΙ в. к Диогнету, выражающий веру первых христиан. Между прочим там пишется, что христиане «живут в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна». Впрочем, «наше же жительство – на небесах» (Флп. 3, 20).

И это происходит потому, что, опять согласно тому же посланию к Диогнету, христиане «находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы».

В высшей степени удивительно слово свят. Иоанна Златоуста, который говорит, что христианин не просто «гражданин» мира, но «путник» к небесному жительству.
И он пишет: «Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь». То есть, христиане рассматривают свой небесный город подлинным, а именно как причастие славы Божией, и непрерывно идут к этому славному городу. То есть, в действительности мы «путники» к небесному городу. И это связано со словом апостола Павла: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). Мы – путники к небу и граждане неба (ουρανοπολίτες).

Несмотря на это, мы, современные христиане, младшие братья великих святых и вселенских учителей, даже если имеем таких, как апостол Андрей, влачим жалкое существование; мы запуганы, боимся всякого мелкого врага, даже нашей тени, мы заключены в нашем самолюбии, заперты внутри тесной комнатушки нашей самости, одержимы неуверенностью.

Боимся того, кто рядом с нами, поскольку каждого человека рассматриваем как угрозу нашего существования; мы боимся дьявола, антихриста, – это то, что никогда не случалось у святых, потому что тот, кто связан с Христом и любит братьев своих, не может бояться никого, поскольку, по словам евангелиста Иоанна, «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18).

Примечательно слово одного писателя, который говорит о современном тоскующем человеке и сравнивает его с Фотисом Кондоглу, известным христианским художником, вдохновленным любовью Божией. Он пишет:

«Проходя путём, ты видишь тысячи людей и говоришь: как движущееся кладбище этот путь. Все эти люди умерли или умрут. Как овцы, как куры, в одно мгновение пробегут по тротуарам, поднимут пыль, и далее затеряются, как будто их и никогда не было. И вдруг видишь одного и вздрагиваешь от радости. Говоришь: этот не умрёт. У него есть душа, он касается материи и делает из неё дух, ему дана капля скоротечной жизни, а он ее претворяет в бессмертие… Глаза его светятся, а руки его полны силы и нетерпения. И когда его схватит горечь, он начинает петь тропарь: «Взбранной воеводе победительная…» или «Да молчит всякая плоть человеча…». И горечь изгоняется, и земля сдвигается, и Кондоглу, с его вьющимися волосами и большими глазами, входит целым в рай».

Так живут святые, без страхов, без неуверенности, но в силе и полноте жизни. Таким путём они противостоят жизненным трудностям, и так же мужественно превосходят страх смерти.

Возлюбленные мои,
Многие из нас спрашивают об идентификационной карте гражданина, которая готовится каждому. Конечно, тема эта будет озвучена на Священном Синоде, и он ей уже занимается. Избранные на постоянной основе члены Синода, из которых есть присутствующие сегодня на этой праздничной Божественной литургии, чувствуют глубокую ответственность, обладают церковным мышлением и православной совестью, чтобы серьёзно и ответственно поставить этот вопрос. И нам надо иметь доверие к Священному Синоду, чтобы не быть, как «овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36).

Однако, то, в чем мы срочно нуждаемся, это в получении «карты уранополита». Святые, как апостол Андрей, шли путём к небесному городу, превосходя все принудительные условия их жизни, в особенности противостоя силой Святого Духа железным оковам Римской империи как символу идолопоклонства, и поклоняясь самодержцу-Богу. Святые получили карту небесного гражданства и стали уранополитами.

И нам надо помнить о них. Это значит, что надо быть связанным с Христом, чтобы имя Христа было начертано в сердцах наших, по слову Апокалипсиса: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).

Это имя Агнца и Отца его на лбу верного христианина являет, согласно Арефе Кесарийскому, «божественный запечатленный свет лица самого Бога, от которого нечестивые и губительные демоны устрашенными становятся». Тогда истинно слово евангелиста Иоанна: «Дети! Вы от Бога и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4).

Живя в Церкви этой жизнью во Христе, мы никого не станем бояться, мы будем свободными во Христе и будем идти от самолюбия к боголюбию и человеколюбию; от малого окружения, в котором живём, мы откроемся всему миру и станем уранополитами. Не будем мучиться от «здесь пребывающего града» со всеми его падшими чертами, но вдохновимся от «грядущего града» (Евр. 13, 14), «которого художник и строитель – Бог» (Евр. 11, 10).
-------------------------------------------------------

Кафедральный собор ап. Андрея Первозванного, Патра:

Глава св. ап. Андрея:

Крест:

Купол собора:

Алтарная абсида. Богоматерь, хранящая город под своим Покровом:

Паникадило:

Часть иконостаса:


Фото Татьяны Циолкович, май 2004 г.
Tags: переводы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments