pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Уход из монашества: падение, трагедия, переосмысление пути?...

Из частной переписки

На днях списался с одним хорошим знакомым монахом Х. по поводу другого общего нашего знакомого монашествующего, который вот уже несколько лет живет не только чисто светской жизнью, но еще и кинулся во всякие чувственные удовольствия, вплоть до самых грубых. Наш ровесник, лет чуть больше сорока. С его разрешения помещаю здесь фрагменты нашей переписки, с опусканием частных подробностей.

Я написал ему:
«Знаете, по жизни все больше убеждаюсь, что возраст около 40 плюс-минус сколько-то - довольно опасный именно в плане того, что физическая (физиологическая) природа берет свое, и иногда просто до полного помрачения сознания! Раньше думал, что здесь опаснее всего юность-молодость до 30 лет, допустим, а сейчас сам чувствую опытно: сегодня он пал, а я могу завтра, ну пусть и не так, как он, и не в такой степени, но...
И еще знаю несколько похожих случаев: то семейный священник, матушка которого мне знакома по интернет-переписке, заводит себе на стороне любовницу (младше меня на два года, 12 лет в браке), то клирик ХХС 46 лет делает то же самое, и его любовные утехи демонстрируются скрытой камерой, в результате чего его тихо запрещают в служении, то один иеромонах из Питерской епархии женится, тоже в 40 с лишним лет, то архим. Феоктист, бывший наместник Саввино-сторожевского м-ря, после 2006 года куда-то бесследно пропадает, а потом узнается, что он ушел в мир и обзавелся семьей, и т.д. Тенденция, однако, вы не находите? Именно в этом возрасте. Впрочем, в моей пастырской практике есть случай, когда человек уже лет под 60 оставляет свою супругу, примерно ровесницу, и связывается с девицей лет на 40 его моложе. В общем, всю жизнь есть опасность пасть, независимо от возраста. Но середина около 40 все равно кажется особенно уязвимой в этом плане...»
(А еще я писал 5 лет назад про Высоцкий монастырь в Серпухове, где мне довелось жить три месяца в качестве послушника в 1995 году:
http://pretre-philippe.livejournal.com/4882.html)
И вот как мне ответил мой знакомый монах Х., очень сильно, по-моему, и проникновенно:

«Да, пожалуй, соглашусь, что 30-40 это кризисный возраст.
В нашей природе заложена физиологическая жажда продления рода, к 40
она, возможно, обостряется, потому что чувствует, что резерв
истощается. На днях слышал об одной монахине, которая пошла на
обследование к врачу, ей уже за 40. Доктор сказал, что одна из ее
проблем заключается в том, что ее гормоны сейчас готовятся к зачатию
и родам, хотя она девственница. У нее, судя по всему, сейчас тоже
кризис. Надеюсь, что она выйдет победительницей. А победить свою
природу могут только обручившиеся со Христом в монашестве по настоящей
любви, а не по какой-либо иной причине.
Поэтому я не считаю, что каждый уход из монашества это падение.
Сколько различных случаев, столько и различных судеб и различных
историй, и многие уходы вполне оправданы. Знаю их немало.
Монастырь часто называют лечебницей. Часто вполне справедливо. Многим
из-за их бурной, подсоветской, безбожной юности требуется побыть в
благодатной атмосфере обители, если там только не царствуют моральные
уроды. Напр., в моем случае после хипово-оккультно-торчковой юности
это было очень спасительно, и монастырь с его старой братией был
для меня моим университетом жизни и душевным стационаром, который
вывел из жизненного тупика. Только, как правило, в такие клиники редко
кто приходит для излечения и выписки, многие довольно быстро принимают
постриг, и подчас сами становятся врачами-дилетантами, обычно потому,
что их за таких принимают паломники, а многие, осознав, что они уже
здоровы, и мир более не враждебен и не полон утопительных ям, а создан
для семьи и дома, встают перед дилеммой, жить ли им не в своем
призвании, оставаться в обители из-за обетов и тянуть лямку не по
плечу, или уйти в мир и стать "расстригой", изгоем своего рода в
глазах православной общественности, но жить полноценной жизнью
любящего отца (матери) и мужа (жены). Монастырь способен приготовить
человека к семейной жизни, научить его смиряться, подчиняться, жить в
гармонии с любимой(ым). То, на что они раньше не были способны и то,
что в жизни не умели ценить - верность, ответственность, забота о
ближнем.., в монастыре порой вырастает в них и становится применимым в
семейной жизни. Мне один опытный игумен (ему за 60), проведший 8 лет в
афонском монастыре Симоно-Петра говорил, что на Афоне про таких иноков
говорили - он ждет своей невесты, а пока, живя тут, получает пользу.
Постриг - это союз любви человека и Бога, готовность отдать всего себя
на служение Ему. Но истинная любовь может родиться только в совершенно
свободном волепроизволении. Настоящая любовь не знает принуждений, она
далека от минутных увлечений, она огонь всепоядающий. Таких постригов
единицы. Много постригов совершается под влиянием неофитского угара,
карьеризма, неприкаянности, давления духовников и проч. Лествичник
говорит, что и из среды таких получаются добрые иноки, но это скорей
исключения, больше видел обратных примеров. Поэтому мне кажется, что
время, проведенное в обители перед постригом, должно быть увеличено
минимум до 10 лет. На моем опыте это обычно срок, когда завершается
процесс исцеления, и человек начинает смотреть на мир здоровыми
глазами, если только он не заклинивается на чем-то крышесносительном
(типа ИНН и проч.).
Постриг можно приравнять к браку. И там и там бывают ошибочные
решения. Развод - это тоже нарушение обетов верности, но второй брак
благословляется Церковью. Если по юности или по иным причинам один из
супругов совершил ошибку в своем выборе, то не дается ли ему хотя бы
даже "словесе ради прелюбодейного" возможность развестись и вновь
сочетаться браком. В чем разница между нарушением обетов при венчании
и при постриге? Мне кажется, что Церковь должна более внимательно
рассматривать вопрос ухода монахов из монастырей. Ведь, часто
разочаровавшись в монашестве, человек не разочаровывается в
Христианстве, он просто хочет нести свой крест по жизни в ином,
наиболее пригодном для себя служении. Он не от Христа уходит, а от
определенного образа жизни. Ап. Петр отрекся от Христа и был принят
рулевым в лоно Церкви, а тут лишь отказ от образа жизни, в наказание
за что часто человек надолго отлучается от Причастия. Монастырь был
для него школой благочестия, лечебницей и, можно сказать, путевкой в
жизнь, а получается, что он получает наказание за то что использовал
эту путевку по назначению. Для некоторых спасительней жениться
"нежели разжигаться", или любить действительно близких, чем жить в
нелюбви среди случайно собранных в обители и костенеть в этом. Вот
такими мыслями, отче, хотел с Вами поделиться. Вобщем, мне кажется, что
пришло время для Церкви рассмотреть этот вопрос основательно, учитывая
нашу неофитскую действительность, ведь Церковь сейчас состоит если и
не на все 100, то на 90% точно из неофитов, хоть и крещенных при
рождении, и в решении вопроса об уходе из монастыря мы должны не
обобщать, а конкретного человека благословлять на конкретный шаг в
жизни, учитывая все обстоятельства.

Вдогонку. Насчет целибата. Мне не понятна причина запрета венчаний
после принятия сана. Что происходит с хорошим, скажем, священником,
если он после 10 лет верного целибатного служения, вдруг находит свою
половину. Неужели их первая брачная ночь делает его недостойным
совершения Таинств, почему у женатых священников это не является
препятствием? Не вижу логики. Понимаю, что есть каноны, но вот природа
их происхождения мне не понятна, может объясните?»

Я ответил:
«Большое спасибо, брат! Как же хорошо вы всё написали, и очень созвучно моим собственным мыслям и недоумениям!
Полностью согласен, что как во вступлении в брак, так и при постриге можно ошибиться, и никто от этого не застрахован!
Насчет происхождения взгляда на целибат, мне думается, что тут влияние общего настроя с древних времен на то, что девство выше брака. То, что брак - хорошо и похвально, но девство еще похвальней и особый дар от Бога, вы сам, думаю, встречали у многих древних отцов подобные мнения. Отсюда на Западе в отношении священства девство стало превозноситься безусловно и было узаконено, а на Востоке было признано, чтобы брачными священниками не пренебрегали, брак честен и ложе нескверно, но если вступаешь на путь служения безбрачным, таким и оставайся (если уже в браке, тоже оставайся в этом же положении). Ну и вашу мысль можно ведь и продолжить в отношении самих семейных священников: сейчас нередки ошибки в выборе невесты у молодых людей. И не каждая супруга впоследствии соглашается на различные ограничения и специфический режим своего батюшки. Отсюда нередки разводы, но затем молодой священник вынужден уже быть до конца безбрачным, в средние века его обязательно постригали, хоть по внутреннему состоянию он был к этому не призван. Тоже проблема, и как ее решать сейчас? Допускать ли священникам второй брак, как лаикам? Почему бы нет, в конце концов?... Это сходная проблема со священниками, безбрачными в миру. У коптов, кстати, я читал, что священник может жениться после принятия сана».

Монах Х.:
«…Знал случай, когда один московский иеродьякон уже 3 года не мог
причаститься, потому что никто их не венчает, а так получается, что
живут в блуде. А с другой стороны знал б. иеродьякона, старичка,
профессора Г., которому митрополит. А. благословил венчаться. Был у этих милых
супругов дома, произвели на меня очень благоприятное впечатление.
Думаю, что девство и есть выше брака, хотя, опять же, каждый отдельный
случай - это каждый отдельный случай. Насчет второбрачия сложный
вопрос, и ярлык обновленчества мешает трезвой оценке. Там, в 20-х, они
действительно с водой чуть не выплеснули и ребенка из корыта, и это
еще свежо в памяти Церкви».

Жду ваших комментариев, дорогие читатели. Особенно интересны мнения монашествующих, так сказать, изнутри. И священников тоже!
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 354 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →