pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Краткий комментарий к Новому Завету

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лука, гл. 6)



Почти ничего нового по сравнению с тем, что уже было известно иудеям того времени, Иисус здесь не говорит. Разве что акценты расставляет немного по-другому. «Золотое правило» в данной формулировке Иисуса было уже известно до Него. Равви Гиллель, например, сумел наставить одного обратившегося иноплеменника, желавшего, чтобы ему преподали всю суть Торы, пока он сможет простоять на одной ноге, такими словами: «Что ненавидишь ты, не делай ближнему своему. В этом весь Закон; остальное – комментарий. Иди и научись этому!» (Талмуд Шаббат 31 а).

В таком случае, вся суть Нового Завета заключается в вышецитированных евангельских строках, и главным образом в словах: «Любите врагов ваших». Но даже и в Ветхом есть определенные намеки и наводки на это. Например: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притчи 25:21). Есть еще одно интересное талмудическое высказывание, весьма перекликающееся с Лк. 6, 36: «Аба Саул сказал: «Будьте как Он… так же как Он милостив и сострадателен, так и вы будьте милостивы и сострадательны». (Талмуд Шаббат 133 б).

А уже из христианской жизни послеапостольского времени по данной теме интересен эпизод с преп. Антонием Великим из «Древнего патерика».
«Пришли братья к авве Антонию и говорят ему: скажи нам слово, как спастись? Старец отвечает им: вы слышали Писание? Сего и достаточно для вас. Они же сказали: мы и от тебя, отче, хотим услышать. Старец сказал им: Евангелие говорит: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5: 39). Они говорят ему: не можем сего сделать. Старец отвечает: если вы не можете обращать и другой, то, по крайней мере, сносите удар в одну. И этого не можем, - говорят они ему. Старец отвечал им: если и этого не можете сделать, то не платите человеку тем, что получили. Братья сказали: и сего не можем. Тогда старец говорит ученику своему: приготовь им немного кашицы, ибо они слабы. Если вы одно не можете, а другое не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!»(гл. 16-я, "О терпении зла").

Кажется, всю оставшуюся христианскую историю с подавляющим большинством людей происходит примерно то же самое. Одно не могут, другое не хотят, и то ли не хотят, потому что не могут и заранее боятся, то ли не могут, потому что не хотят, или и то, и другое вместе. Но вообще в поучении преп. Антония указан по нисходящей путь постепенного возможного восхождения к любви к врагам. Разумеется, наша земная природа всегда противится этой небесной высоте слов Иисуса и пытается их как-то приспособить или перетолковать, в том числе к нуждам текущего момента. Но: «Верный в малом во многом будет верен». Черта современной церковной жизни: очень много хороших и правильных слов, устных и печатных, рассуждающих о духовных высотах и подвигах, но при этом поразительная неверность в самом малом, особенно со стороны начальствующих, - не делай другим, твоим врагам в том числе, чего сам не хотел бы, чтобы делали тебе. Или почти то же «не платите человеку тем, чем получили». Только при верности в малом возможно, что будет дано большее – сочувствие к личным врагам, вдохновение на молитву о них, жалость к ним… «…И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» (Ф.И. Тютчев). А благодать дается как минимум в ответ на личные усилия, вопрошания и воздыхания, подчас весьма продолжительные. Хотя отдельным людям и просто так, даром, но это уже печать особого избрания и служения, и спрос с таковых больший...
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments