pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Покров Богоматери как шехина

Что есть покров Богоматери? Напрашивается параллель с шехиной (шхиной) как местом особого присутствия славы Господней*. В ветхозаветную эпоху шехина обитала в Ковчеге Завета, который в христианской гимнографии является прообразом Богоматери как «одушевленного кивота», затем в Иерусалимском храме. В новозаветную эпоху, по мысли преп. Исаака Сирина, она вселилась в крест Христов**. Но крест неразрывно связан как с Христом, так и с Богоматерью. Мать Иисуса предстояла кресту в последние минуты земной жизни Сына. Этой теме посвящено множество крестобогородичнов – специальных песнопений среды и пятницы в седмичном богослужебном круге. Она же – первая из тех людей, кто воскресли прежде всеобщего воскресения из мертвых. Она же – одна из немногих обожившихся, кто продолжает участвовать в судьбах земного мира и Церкви. И покров Богородицы, собственно, не Её самой, но Божий, подаваемый через Нее.

Андрею Юродивому было не только явлено видение Богоматери, покрывающей народ христианский во Влахернском храме; ему были представлены во сне райские обители, где он не нашел Богоматерь. — «Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидать здесь? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир – помогать людям и утешать скорбящих». Фактически это значит, что Она продолжает нести крест Христа. И как «преукрашенная божественною славою», Она сообщает эту славу Церкви. « Как венцом пресветлым, всечистая Богородица, / покровом Твоим священным Церковь Божия покрывается, / и светится радостью в сей день, / и таинственно ликует, Владычица, возглашая Тебе: / "Радуйся, одеяние драгоценное и венец Божией славы; / радуйся, единственное славы совершенство и вечное веселие; / радуйся, пристань к Тебе прибегающих / и избавление, и спасение наше!»**.

Здесь уместно тогда задать себе вопрос, что же есть рай, в котором нет Богоматери, и каково его содержание. «В доме Отца Моего обителей много», как говорил Иисус. Многим праведникам, настрадавшимся в этой жизни, наверняка в будущем уготовано безмятежное состояние душ, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания». Но не всем: есть среди святых, несомненно, такие, которые не могут удовлетвориться этой безмятежностью, пока мир страдает в богооставленности, пусть даже частично по своей вине. К тому же эта жизнь, без печалей и воздыханий, мыслима лишь только после окончательного суда над всеми душами человеческими, когда прейдут и небо, и земля, и «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15, 28), а никак не предварительного. Если мы говорим, что Христос и сейчас постоянно распинается за нас и страдает, видя грехи наши и не имея возможности зачастую достучаться в наши сердца, не находя места в них для любви Своей, то как же могут тогда отстраненно блаженствовать все святые, находящиеся в единении с Ним, если они участвуют в жизни земной Церкви и внимают нашим молитвам? Очевидно, они испытывают не только блаженство, безусловно, не сравнимое с тем, что можно ощутить, живя в нашем земном падшем мире, но и особый вид страдания за нас, не отделимого от любви, долготерпящей и все переносящей. По крайней мере, это должно быть со-страдание. Ведь молясь святым угодникам, разве не желаем мы, чтобы они вникли в наши проблемы и разделили с нами наши боли? Тем более, если мы обращаемся к Самой Пречистой Деве Богородице.
Поэтому, конечно же, прав Клайв Льюис, когда пишет в трактате «Страдание»: «Не думайте, что на небе прекратятся победы над собой и вечная жизнь не будет вечным умиранием… в аду могут быть удовольствия (упаси нас от них, Господи!); так и в раю может быть что-то, подобное страданию (Господи, дай поскорее изведать его!)». Тем более в нынешней жизни, полной всяких неожиданных и неприятных сюрпризов, скорбей не избежать. Как метко однажды выразился kindergod, «крест есть приговор». В таком случае, христианин – приговоренный, по крайней мере сатаной, в которого он плевал при принятии крещения. И теми людьми, кто вольно или невольно подвержен влиянию «князя мира сего». Но с нами – крестная сила, а значит и шехина, и Покров Богоматери.


*http://ru.wikipedia.org/wiki/Шхина

** «Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге, которому Народ поклонялся с великим благоговением и страхом, - <жила>, совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом, то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем… Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, скрижалей завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице? Не были ли страшные откровения Божии явлены в нем, <вызывавшие> почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем, <та самая> что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест» (О божественных тайнах и о духовной жизни, беседа 11: 4-5).
http://krotov.info/history/07/sirin_al/sir_11.html

***Стихира праздника Покрова, великой Вечерни (на стиховне, «слава, и ныне»). Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота).
Tags: высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments