pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Статья на сайте ПСТГУ: любопытная, но спорная

Идея ее вполне понятна: найти новые подходы к христианской проповеди и интерпретировать Откровение не через философские представления эллинизма, весьма сильно проникшие в христианскую догматику впоследствии, а скорее экзистенциально.

Следует сказать, что в жизни нашей Церкви есть очень печальная сторона: беспомощность и неуспешность ее проповеди. Можно говорить об учительном кризисе, поразившем Церковь. Ее проповедь слушают или читают только верующие люди, часто бывающие в церкви и причащающиеся, те немногие, кто имеют свое сердечное знание Христа. Но проповедь Церкви должна достигать всех людей. Нам нужно хорошо понять, что и как мы должны проповедовать. Несомненно одно: мы должны убедительно раскрыть людям образ Иисуса Христа и дело, которое Он совершил и продолжает совершать на земле.

Безуспешность церковной проповеди входит, как часть, в общую картину все более усиливающейся изоляции Церкви в условиях современной культуры. Одной из причин изоляции Церкви и неуспешности проповеди является преобладание в Церкви фундаментализма. Фундаментализм – это крайний консерватизм, требующий следовать буквальному, традиционному пониманию слов св. Писания. Благодаря преобладанию фундаментализма между церковным народом и священниками, которые держатся фундаментализма, и людьми широко образованными и ищущими создалась стена взаимного непонимания и даже имеет место отталкивание
.

С другой стороны, автор (прот. Кирилл Чернетский), ставя под сомнение, по его мнению, гностические элементы, проникшие в новозаветное Писание, невольно смыкается с теми же эллинами в отвержении телесности Воскресения Христа (ведь, по их мнению, телесность скорее зло или то, что должно быть преодолено):

"Духовное общение сердца с Личностью воскресшего Христа доставляет человеку утешение в трудностях и скорбях, дает силы противостоять собственным грехам и страстям. Воскресший Спаситель являлся апостолам. Вместе с тем Он сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Мы имеем возможность попытаться пояснить это словами апостола Павла в его послании к коринфским христианам. Он пишет, что воскресшее тело — это тело духовное (1 Кор. 15, 44). Реймонд Браун так комментирует этот текст Нового Завета. Здесь «тело», может быть, не более чем выбранное апостолом Павлом название для личного Я. Так что воскресение для Павла означает продолжение Я от одной формы существования к другой. Павел различает воскресшее тело, которое может «вступить» на небо, и «плоть и кровь» (50), которые не могут туда «вступить». Р. Браун находит возможным сводить явления воскресшего Христа к чисто внутреннему опыту апостолов. Стоящее в греческом тексте слово ωφθη должно переводиться скорее как «явился», а не как «был виден» (воскресший Христос «явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братии в одно время»), здесь не подразумевается физическое зрение. В другом месте апостол Павел говорит о своем опыте так: Бог «благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1, 15-16). Общение воскресшего Иисуса Христа с учениками было не посредством слов, а интуитивным, и только позже они передали его в форме речей Христа в разных редакциях".

На форуме Кураева насчет этой статьи уже успели поднять бурю, всерьез поставив вопрос о донесении священноначалию и отлучении священника. Другой реакции от этого самого фундаментализма вряд ли можно было ожидать. Но статья, действительно, спорная местами. Автор чересчур увлекся Р. Бультманом и Г. Кюнгом, как мне кажется (притом, что Бультман отчасти прав в том, что отдельные элементы демифологизации, по крайней мере в отношении ВЗ, использовались даже в святоотеческой экзегезе). С сайта "Богослов.ру" она уже удалена.
Tags: высокое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments