pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Откуда этот взгляд?...

Что бесплотные духи, сотворенные Богом, после падения уже не могут покаяться – один лишь раз они выбрали себе путь, служить Богу или противиться Ему. Что это общее место во всех «Законах Божиих» и у свв. Отцов, это ясно. Даже есть анафема Пятого Всел. Собора тем, кто думает, что наказание демонов и нечестивцев временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, то есть что будет восстановление (апокатастасис). Но источник этих воззрений – откуда? Я нигде до сих пор не встречал никакого вразумительного обоснования.

Когда кто-то спрашивает, почему нас Бог не сотворил не способными к грехопадению, следует замечательный ответ: Ему не нужны зомби.
Тогда почему же с ангелами по другому? И почему бесам не оставлено покаяние?

Более того, в иудаизме такого представления об ангелах нет, но есть как раз противоположный, динамический взгляд на их природу! В Библии (Ветхом Завете) на сей счет тоже ничего не говорится однозначно. В частности, в одном из Мидрашей на библейскую тему о потопе можно прочесть следующее:

«Когда в эпоху, предшествовавшую потопу, люди, вместо Бога Живого, стали служить идолам, пред лицом Предвечного предстали два ангела, Шемхазай и Азаил. Видя скорбь Господа, они говорили:
- Властитель вселенной! Когда Ты созидал этот мир, не предостерегали ли мы Тебя, говоря: достоин ли человек, чтобы Ты помнил его, и сын праха, чтобы Ты милостью посещал его?
- Что же теперь с миром делать? – сказал Господь.
- Мы найдем для него другое назначение.
- А Мне, - отвечал на это Господь, - ведомо и несомненно, что, если бы вместо людей жили на земле вы, ангелы, искушение овладело бы вами еще легче и скорее, чем это случилось с родом человеческим».

Далее следует рассказ, как «сыны Божии» сошли на землю и стали входить к «дочерям человеческим» (см. Быт. 6, 1-4). [Не буду цитировать его, напомню просто о двух толкованиях по этому поводу – одно, согласно данному Мидрашу, как раз и подразумевало падение этих «сынов Божиих», то есть ангелов, с земными женщинами, от которых рождались исполины; другое подразумевает под «сынами» потомков Сифа, а под «дочерями» отпрысков Каина. Каиниты уже к тому времени развратились окончательно, а в потомстве Сифа еще держалось благочестие, но до тех самых пор, пока сифиты не соблазнились каинитками, - тут, значит, и увидел Господь, «что велико развращение человеков на земле»…] Вышеупомянутые Шемхазай и Азаил также взяли себе жен, и у Шемхазая родилось два сына-исполина. В этом Мидраше присутствует много разных фантастических моментов, но вот дальше говорится:
«Ангел Метатрон послал сказать Шемхазаю, что готовится потоп и миру грозит полное разрушение. Поднял голос свой Шемхазай и горько зарыдал:
- Горе мне, - вопил он, - что станется с моими детьми после разрушения мира? Чем они питаться будут?
А съедал каждый из них по тысяче верблюдов, тысяче лошадей и тысяче быков ежедневно».

Далее обоим сыновьям приснились сны, которые Шемхазай истолковал как предзнаменование близкого потопа, после которого выживут только Ной и его три сына.
Заканчивается Мидраш тем, что «Впоследствии Шемхазай раскаялся в земном грехе своем и добровольно покарал себя, повиснув в пространстве между небом и землей, где и висит поныне, вниз головой, в скорби покаянной. Азаил же не раскаялся и продолжает свое грешное бытие и поныне».

Отвлекаясь от всех этих фантастических деталей рассказа, вопрос остается открытым: откуда возник взгляд на необратимость и однократность выбора ангелов в пользу служения Богу или против него? В иудейских комментариях к Торе ничего подобного нет… А ведь в интерпретации текстов Пятикнижия христианство выросло из иудаизма; конкретно, из фарисейской традиции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →