pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

«Куда ни кинь, всюду клин…» Из переписки о церковной жизни.

С любезного разрешения публикую здесь рассуждения моего хорошего знакомого и его близкого друга. Имена изменены.

--- Original Message -----
From: александр
To: Алексей Попов
Sent: Thursday, September 02, 2010 4:01 PM
Subject: Перенёс сюда из ICQ


Здравствуй Лёша!


…Всё ты пишешь правильно, всё, что касается человека и его внутреннего делания, и влияния внутреннего состояния на окружение. Но! Если бы всё упиралось только в греховность человеческих поступков, в неизбежность падений и подъёмов. Если так, тогда понятно, тогда есть понимание проблемы, есть видение этой проблемы, и видение методов борьбы , и путей исправления.
А как же быть, когда некоторое состояние, некоторой Поместной Церкви, так далеко, в своей жизни, ушло от Христианства, так приспособилось к миру, так растворилось в нём, что само Христианство осталось в этой Церкви лишь в Учении, но не в жизни, и при этом при всём это состояние, мало того что считается нормальным, но даже некоторые его положения канонизируются?
Где здесь видение проблемы? Где осмысление и видение методов исправления оной? Их нет конечно. И не может быть, так как данное состояние оценивается всеми, от клира, до мира, абсолютно нормальным, даже традиционным.

Я всегда так думал, что Церковь - это люди, и прежде всего люди, потому как Христос пришёл и устроил Церковь для Спасения людей. А вот иерархия, Таинства, храмы - это всё лишь для поддержки этих людей Господом, и внешнего обустройства Церкви. И читал, и читаю, что Цель есть Спасение, а значит Обожение - достижение в возможной мере Христовой Божественной Любви. Вот это Цель, а всё остальное лишь средства.

Скажи мне пожалуйста, если человек, используя все средства, предлагаемые Церковью, постепенно меняется, постепенно нааучается той Любви, может ли он, изменяясь внутри, не меняться внешне? В том смысле, что может ли при этом не стараться изменить что-то вокруг себя, свою внешнюю жизнь? Не будет ли он стараться ту Любовь, которая понемногу начинает в нём жить, выражать в своих делах? Это то, о чём писал Апостол Иаков, говоря: "Вера без дел мертва", или "покажи мне свою веру из дел твоих". Прости что по памяти.
Ты больше образован, чем я, и я не буду тебе приводить в пример, и Петрову общину, и то сколько много писал об общении "Благоугодном Богу" Апостол Павел, и о том что Они созидали Церковь не строительством храмов, и не созданием при храмах неких "приходов", с неминуемой при таком устройстве коммерциализацией. Нет. Ты и без меня знаешь, что созидались общины, общины как семьи родных по духу и любящих друг друга. И это главное, и только это и есть Церковь, так как невозможно научиться Любви теоретически, внемля ежевоскресным призываниям с омвона. А ведь у нас происходит именно так - слова-слова-слова о любви, о милосердии и о прочем хорошем и нужном, и обращения какие: "братья и сестры", "дорогие и любимые мои во Христе", и т.п...
Вы любите друг друга, "братья и сестры", даже если Вы друг друга не знаете, даже если Вы, постояв вместе на Литургии, после расходитесь по домам, и Вам абсолютно всё равно как живёт брат или сестра, стоявшие рядом с вами, и есть ли у них какие нужды или беды. Любите друг друга, и считайте дорогим и любимым браттом того, кто ездит на дорогущей иномарке, и живёт более чем в достатке, и при этом ему всё равно как живёт его пожилая сестра явно нищенского вида. Это ничего, что такое разобщение (читай отсутствие общины) между нами, что в нашей большой родной семье с нас берут деньги, и больше не нуждаются, ни в нашем мнении, ни в самих нас; ничего, что даже наши пастыри не помогают друг другу и живут, одни очень бедно, еле сводя концы с концами, а другие уж совсем сверх-достаточно, и подают нам пример антихристианского отношения друг к другу; ничего что некоторых пастырей, пытающихся нас дествительно объединить и научить любить друг друга, очень быстро отрывают от нас и переводят в другое место, оставляя нас сиротами, и опять же не спрашивая нашего мнения; ничего, что епископ, коий несёт Апостольское служение, видимо исходя из какого-то своего понимания христианской любви, нещадно "казнит", унижая и оскорбляя, своих священников, шантажирует и запугивает их переводами на самые дальние и безлюдные "приходы", обрекая их детей практически на голод и проблемы с обучением; ничего, что Епископу, по нынешнему "приходскому уставу", принадлежит полная и безоговорочная власть во всех без исключения сферах жизни вверенных ему людей (что неминуемо приводит к произволу), как будто духовной власти ему было крайне мало; ничего, что при этом всём нарушаются постановления предыдущих поместных соборов, нарушается сама суть Христианства, и более того, канонизируются произвольные переводы клириков без их согласия и согласия мирян; ничего, что уже образовавшиеся общины, правящие епископы лишают священников, пытаясь таким образом подчинить эти общины своей непререкаемой власти, а за одно и присоединить к епархии имущество, принадлежащее общине, которое по нынешнему уставу должно принадлежать епархии, и епископу, как единоличному и безусловному управителю; ничего, что епископы всячески борются с любыми общинами, так как община предполагает внутри себя инициативу и свободу, а это неминуемая "головная боль" для правящего... Это всё ничего. Вы не обращайте внимания на всё это, и любите (если сможете), или хотя бы говорите что любите...
Да, я согласен, что это проявления греховной сущности человека. Но ведь это всё возвели в закон и традицию!
По моему мнению - это жутковато как-то.

Лёша, ну подумай сам, скольких проблем, скольких нестроений, можно было бы избежать, или минимизировать их, при Апостольском устройстве Церкви, где созидались бы общины; где из общин поставлялись бы пастыри; где община бы, общим своим собранием, решала главные задачи, и пастырь в том числе был бы подотчётен собранию; где в любящей большой семье воспитывались бы на живом примере дети; где епископы бы занимались объединением таких общин, занимались устройством межобщинного общения, и следили бы за каноничностью действий, и за непроникновением ересей... И разве слова Христа о том, что потому будут знать о нас, что мы Христовы, если будут видеть любовь между нами, не являются всему этому примером и заповедью? И разве ли не такая жизнь христиан, являлась бы истинной настоящей миссией?
И какое бы было истинное Евхористическое общение, ибо, и жили бы в любви, и Благодарили бы Господа в любви.


С уважением, Александр Николаевич.


- Original Message -----
From: Алексей Попов
To: Александр Николаевич
Sent: Sunday, September 05, 2010 7:22 AM
Subject: размышления


Александр Николаевич, здравствуйте!

Серьёзную тему для обсуждения Вы поднимаете. Но я хотя бы в двух словах попытаюсь присоединиться к Вашим рассуждениям.

Во-первых, мне не кажется, что наше нынешнее положение уникально. Я думаю, и другие Поместные Церкви, да и наша — в другие времена — испытывали те или иные проблемы, связанные с обмирщением и отходом от чистоты евангельского идеала. На Западе так вообще весь протестантизм вырос противостояние этим недостаткам Римо-католической Церкви, но и в Православной Церкви всегда были те или иные неурядицы. Взять хотя бы отношения с государственной властью: что с византийским василевсом, что с российским царём... И обмирщения хватало — не зря же столь многие побежали в пустыню, когда христианство стало сначала дозволенной, а потом — государственной религией. Возьмём синодальный период — причащение раз в год, со справкой. Исследования показывают, что уровень религиозных знаний народа был ужасающе низок. Я читал результаты опросов, проведённых среди крестьян примерно на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков — это даже вообще на монотеизм не очень похоже, не то что на христианство. Конечно, всегда были и вполне образованные христиане, живущие духовной жизнью. Но никогда это не было поголовным явлением. То же — и среди духовенства, иерархии. В общем, куда ни кинь — всюду клин.

В каком-то смысле, мы сейчас находимся в очень выгодном положении. Тяжких объятий со стороны властей нет — и гонений тоже. Возможность читать книги, слушать беседы, а главное — участвовать в богослужении тоже есть. В области церковного управления тоже много положительных изменений — чего стоит одно только Межсоборное присутствие! Но никому ничего не надо... Точнее — мало кому. Правильно Владимир Легойда назвал нынешнюю эпоху — «эра равнодушия». И поэтому я думаю, что причина наших бед — не «наверху», не в головах архиереев (большинство из них — весьма достойные люди), а в нас самих. Многие добрые начинания вязнут и тонут в глухом и унылом болоте равнодушия...

Но наряду с ним есть и, скажем так, уважительные причины, препятствующие формированию общин. Вы верно отметили, что это — одна из наиболее актуальных, существенно необходимых задач. Но вот как это сделать? Мы с друзьями тоже думали на это тему и даже создали приходское молодёжное общество. Потом оно распалось и возродилось снова спустя два с половиной года. Но сколько человек в нём состоит? Совсем немного!.. Да и различных задумок нас было много — реализовались лишь некоторые. И это не только от равнодушия! Вот, например, некоторые наши ребята в рабочие дни посещают детскую больницу. Но другие-то — работают в это время. Или вот я (нехорошо указывать себя в качестве примера, но это наглядно) довольно часто жертвую интересами семьи для того, чтобы провести занятие в воскресной школе или придти на собрание молодёжного общества. Иной раз (и очень часто!) я бы с удовольствием не пошёл бы туда и провёл время дома, с женой и детьми — но воскресная школа и молодёжное общество нужны другим, они важны и в плане создания той самой общины. И вот я еду туда... А многие на моём месте не поехали бы — и не только от равнодушия, а потому, что выберут семью. И они тоже правы, ведь семья — это «малая церковь». Сама жизнь нашего общества (слово-то какое — общество!) не способствует созданию общин — не только приходских. Жизнь всё больше индивидуализируется, но при этом обезличивается — вот что страшно! Сейчас надо хотя бы семью сохранить, а то ведь тоже архаизмом объявят...

Конечно, хорошо, когда какое-то общее дело, «литургия после литургии» удаётся. Слава Богу! И, конечно, я понимаю необходимость знания прихожанами друг друга, участия в жизни ближнего. Но как это непросто бывает... Вот у игумена Петра (Мещеринова) на эту тему размышления есть — сейчас не нашёл эту статью.

Ну а у нас в семье всё нормально. Сейчас мы все немного поболели — то ли простуда, то ли что-то вроде очень краткосрочного гриппа...

В общем, слава Богу за всё!

Всего Вам доброго!

С уважением,
Лёша


----- Original Message -----
From: александр
To: Алексей Попов
Sent: Sunday, September 05, 2010 8:00 PM
Subject: Re: размышления


Здравствуй Лёша!

Ой-ой-ой, как бы это так сказать... Говоришь то ты всё правильно, и я об этом читал, да и по опыту знаю тоже... Но!
Понимаешь, нельзя так рассуждать. Нельзя пусть даже и объективные причины, выставлять как нечто оправдательное, и уж тем более как неизбежное. Эдак мы скатимся к такому фатализму, мол, пусть будет всё как есть и как будет.., и гори оно всё синим пламенем.
В некоторых моментах, я не могу согласиться с тобою. Например с тем твоим утверждением, что разобщённость всего общества, или как это называют ныне "атомизация" общества, являются объективной причиной делающей невозможность, или большие затруднения, в создании общин.
Нет, на самом деле оно так и есть. Но ведь это вопиющее к небу искажение самой Церкви. Ну ведь ты прекрасно знаешь, что Церковь и мир - суть вещи противоположные. У них задачи разные. И никогда, даже при идеальном отношении Государства к Церкви, никогда не исчезнет это противоречие.
В том то и дело, что не может какая-то "атомизация" проникать в Церковь. Для Церкви это нонсенс, абсурд, это Тело Христово, разложившееся, распавшееся, в земной своей части, на атомы. Т.е. всё! Пора быть Второму Пришествию Христа!
Второе. Движение снизу - да. Но! Я много общаюсь в ЖЖ, и хочу тебе сказать, что есть немало пастырей/священников понимающих все проблемы, и желающих менять нынешнее положение дел; есть даже начинающиеся, или уже сложившиеся общины неравнодушных людей. Однако, при сложившейся внутрицерковной системе, без поддержки архиерея, все эти люди, и их добрая воля, обречены, в лучшем случае, лишь на мечты и словесное выражение своих чаяний, а то и на борьбу, поругание и поношение от начальства. В пример можно привести общину "Обнинский Спас", где общину мурыжат уже несколько лет, отказывая им в пастыре и т.п.
Ты же видишь и знаешь, что при всех тех, как ты говоришь весьма достойных архиереях, нигде нет, не то чтобы революции в общинностроительстве, но даже и намёков на эволюцию. А почему так?
Да потому, что так видите ли сложилось; так удобно всем, и архиереям, и благочинным, и епархиальным секретарям. Ну кому нужны лишние головные боли? А ведь община, как я уже писал, это свобода и инициатива. А это, в свою очередь, утрата абсолютной власти начальств.
Какая община даст в обиду своего пастыря, и уж тем более согласится чтобы его у общины отняли? Согласится ли Анечка, с Ванечкой и Катенькой, чтобы тебя перевели в другую семью, а им дали другого мужа и папу?! Не бред ли?
А здесь возникает третье. Если ради "малой Церкви", ради семьи, мы погнушаемся большой семьёй, мы рано или поздно убьём и "малую Церковь". Или мы проводим этот образ Церкви через все ступени общства, и остаёмся верными идеалам Церкви, или мы по ниспадающей деградируем до самого низа этих ступеней.
Те же дети, не видя примера большой семьи, её дружбы, любви и взаимопомощи, а значит не веря, не доверяя никому кроме своей кровной семьи, вряд ли будут способны, с таким недоверием к людям, создать свои крепкие семьи в будущем.
Лёша, ты же знаешь, точки покоя в этом не существует. Либо развитие, либо деградация.
И что? Мы, в силу объективных причин, выберем деградацию?!
А новый "Приходский устав"?! Внимательно прочитав его, ничего другого я не ощутил и не понял, как только то, что архиерей будет всеми силами защищать свои права на недвижимую собственность, и всячески вмешиваться в любую инициативу на любом приходе, убивая общинностроительство в самом зародыше. Мирян, в этом уставе, почти нет, о них три строчки...

Так вот, только инициативности снизу, при такой внутрицерковной системе, абсолютно недостаточно, нужна и добрая воля, а главное любовь сверху, от архиереев. Иначе наличие большой инициативы снизу, приведет к революции или расколу, Боже упаси.
Пока архиереям удобно, всем думающим о Церкви, об общинности, о Христианстве наконец, будет неудобно и плохо.

Что делать, и как делать? Да опыта, на самом деле, навалом. Поезжайте в Грецию, поезжайте на Кипр, где живёт сейчас мой друг Олег, поизучайте наконец опыт наших доморощеных общин, и можно набрать массу положительного, и что тоже немаловажно отрицательного опыта.
Вот к примеру, есть на Кипре, в городе Лимасол, протоиерей Савас Михайлидис. Батюшка уже в возрасте, тучный, но сколько в нём энергии, сколько любви... Что объединяет, сближает людей, даёт им возможность узнать друг друга целыми семьями? - спросил себя однажды отец Савас. И решил, что это совместный отдых по началу. Стал Батюшка заказывать автобус, и вывозить людей на природу: в горы, в лес или на море. Полными семьями, со всеми детками. Конечно всё очень достойно, без спиртного, как принято у нас. И вот люди увидели друг друга, увидели семьи, завязались боле тесные знакомства, а Батюшка умело подкидывал идеи, и был таким диспетчером, оглашая проблемы тех или иных людей всем, или советуя обратиться к кому-то, как к специалисту в данной проблеме.
Отец Савас сдружил этих людей, сделал их большой семьёй. И пусть эти 150 человек помогают пока только друг другу, а проблем у многих хватает, но в эту семью, видя их дружбу и любовь, начинают вливаться новые люди.
А у нас, почему-то, все решают сразу заниматься какой-то грандиозной деятельностью, свершать великие дела в милосердии, в востановлении храмов, оставаясь при этом чужими друг другу. Не это ли причина расспада всякого рода православных сообществ у нас?
Я столько насмотрелся этих мертворождённых, по указу сверху, братств, сестричеств и прочих объединений...
Вспоминается "не став людьми, захотели стать Богами". Так и тут, не вдохнув любовь и дружбу в своё сообщество, пытаются этим сообществом вершить дела любви.

Поднимать нужно эти темы, говорить об этом, доносить до сознания людей, и конечно же стараться воплощать в жизнь. Иначе грош нам цена.


С уважением, Александр Николаевич.
Tags: жизнь церковная
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 158 comments