pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«Это Я (Εγώ ειμι), не бойтесь» Мк. 6: 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Комментарий

Повествование очень похоже на то, что дается также у евангелиста Иоанна – редкий случай, когда Иоанн пусть и не во всем, но во многом совпадает с написанным в одном из синоптических Евангелий (Ин. 6, 15-21). После умножения хлебов, накормления 5000 Иисус удаляется вечером один на гору: по Марку – помолиться, по Иоанну – «узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем». Ученики отправляются на противоположную сторону озера (в Вифсаиду по Марку, в Капернаум по Иоанну), и их застигает буря посреди озера в ночной тьме. «В четвертую стражу ночи», как уточняет Марк, Иисус, идущий по воде, приближается к ученикам, испугавшимся видения и подумавшим, что это призрак, и говорит: «Это Я, не бойтесь». Далее, по Марку, «И вошёл к ним в лодку, и ветер утих»; по Иоанну, «Они хотели принять Его в лодку, и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли».

Выражение «Это Я» - «Аз есмь» - «Εγώ ειμι» - встречается, например, в Ветхом Завете (Септуагинте) как самооткровение Бога. Моисею Господь говорит: «Я (Εγώ ειμι) Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Якова» (Исх. 3, 6). Или: «Я есмь (Εγώ ειμι) Сущий» (Исх. 3, 14). Аврааму было сказано: «Я (Εγώ ειμι) Бог всемогущий» (Быт. 17, 1).

Особенно много раз это выражение встречается у евангелиста Иоанна. «Я есмь хлеб жизни», «Я есмь пастырь добрый», «Я есмь воскресение и жизнь», «Я есмь путь и истина и жизнь»» и т.д. Но вот еще любопытная деталь: когда, по Иоанну, уже совершилось предательство Иуды и стражники готовы были к взятию Иисуса, Он Сам спрашивает у них: «Кого ищете»? - «Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: «Это Я»… И когда сказал им «Это Я (Εγώ ειμι)», - они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 5). С чего бы это им так устрашиться и попадать? А когда Иисус сказал перед враждовавшими с Ним иудеями: "Прежде, нежели был Авраам, Я есмь (Εγώ ειμι)"(Ин. 8, 58) - с какой стати они в ярости решили побить Его камнями?

Из статьи Словаря Нового Завета (ББИ, 2010, т.1, «Иисус и Евангелия») – «Формула «Я есмь»» (cc. 695-697):

«В израильской вере это – личное имя Бога. Слово IHWH (еврейские согласные, означающие в ВЗ имя Божие) происходит от еврейского глагола «быть». Отсюда перевод Септуагинты ego eimi ho on («Я есмь Тот, Кто есть», Исх. 3, 14). Это стало восприниматься как титул (Втор. 32: 39). Особенно привлекает внимание Ис., где греческий текст постоянно использует ego eimi как титул Бога (ср. Ис. 43:25)…

В Иоанновом использовании формулы ego eimi слышны ветхозаветные аллюзии. Иисус пришел открыть имя Отца Своего людям. Он пришел во имя Отца (5:43; 12:13) и во имя Отца творит все дела (10:25). Суть посланничества Иисуса хорошо видна в Его молитве к Отцу: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (17:6). Очень важно соблюдение учеников во имя Отца (17:11-12). Как и в ВЗ, откровение Господне непременно включает раскрытие Его имени. В евангельской истории эта особенность продолжается… Ведь отныне религиозные устремления должны быть сосредоточены на Иисусе. Именно Он – хлеб, вода, свет, истина и жизнь. В ряде эпизодов Иисус, пребывая на религиозном празднике (Ин. 6-8; 10) или при чьем-то личном кризисе (Ин. 11; 14), направляет духовное устремление людей на Себя. Это не случайно: четвертое Евангелие отличается очень возвышенной христологией. Сын не просто представляет Отца, но в каком-то смысле несет миру Его присутствие. Это то новое, что мы узнаем из Ин. Иисус есть воплощенный Господь, а потому несет божественное имя. Он не просто, как Моисей, передает откровение. Он сам есть Откровение»
(G.M. Burge).
Как видим, и у Марка, наиболее простого и «человеческого», так сказать, Евангелия, и написанного ранее всех других Евангелий, дана форма этого высшего откровения Бога.

На самом деле Бог открывается в критических ситуациях, в буре водной или житейских треволнениях, в том числе и во внутренних душевных бурях, пожалуй, никак не реже, чем в спокойной и размеренной жизни. Открывается по-разному, в том числе в Своей слабости и беспомощности, как перед распятием, а не обязательно непременно в силе. И при этом говорит: «Это Я, не бойтесь»! И в этой буре Он прежде всего и присутствует, и остается рядом с нами.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments