pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Так почему не спешит воцерковляться Россия?..

Одна из обсуждаемых последних статей- «Почему не спешит воцерковляться Россия» - опубликована на «Русской народной линии». Это, видимо, портал, отпочковавшийся от исходной «Русской Линии» (rusk.ru), но более праворадикальный. Некоторые утверждения там явно «продиомидовского» духа, отчего впечатление от статьи портится (ну типа «Тут и приглашение Ксюши Собчак на Русский Собор, и поддержка кочетковцев, и высказывание в защиту прав содомитов, и отношение к организаторам скандала вокруг Боголюбского монастыря и прочая, и прочая» - какое это отношение имеет к церковной иерархии, что автор статьи счел нужным ей это приписывать!? ).

Но вот интересны некоторые комментарии уже на совершенно светском ресурсе, где эта статья также обсуждается:
http://www.gidepark.ru/post/article/index/id/95342
Их там много, но налицо определенная тенденция если не в гласе народа, то в гласе светской интеллигенции. Приведу ниже наиболее характерные из них. Предлагаю пастырям в особенности посмотреть на нашу приходскую среду глазами сторонних наблюдателей. Выбираю комментарии довольно мягкие и наиболее вменяемые (там есть и то, что доходит и до экстремизма, однако).

- «В настоящее время церковь практически не занимается вопросами человеческой души, а это её прямая функция. И потому в стране много таких, кто понятия о вере в Бога не имеют, да и те, кто должен людей в этом вопросе просвещать, сами-то не очень верят, потому и творят беззакония. А это повод для остальных жить подальше от церкви. Всё потому, что подменили веру обрядами, пренебрегли внутренним содержанием веры в угоду внешнему... Живую веру превратили в набор правил, содержания которых никто из нынешних не понимает... Значит нужно начинать всё с нуля - с понимания того, что есть Бог, и какую роль он играет в жизни людей» (Алексей Тябин). – кстати, знакомый участник форума cirota.ru, весьма симпатично рассуждающий о многих вещах).

- Назначение сверху характерно и для РПЦ (назначение архиереев) и для нынешнего сурогатного российского государства (назначение сверху губернаторов).
Подобные совковые методы формирования власти и управления отторгают людей как от возможности влиять на события, так и от ответственности за происходящее. Отторжение народа от власти рано или поздно приведет к социальному взрыву (Алексей Чудновец)

- РПЦ, ввиду её зависимости от правителей, такая же госструктура. Поэтому и порядки там такие же (Валерий Спиридонов).

- так религии и созданы, чтобы массы усмирять, держать в узде и оправдывать любые преступления власти - ИБО ОНА ОТ БОГА!!!! (Якунин Андрей)

- Господь не шиковал. На осле в Иерусалим въехал, без багажа заметьте. Священник сам пошел на это поприще, по идейным соображениям. Наверное понимал на какие деньги жить будет и как. По вашему получается, что если я хочу с Богом пообщаться, я должен за свои деньги нанять и содержать батюшку, через которого буду доносить свои просьбы и пожеланию Богу. Т.е. за свои кровные ввести между нами посредника. А без посредника нельзя, напрямую? Или Бог напрямую не общается, только через посредника? Если Бог наказывает то самостоятельно, а пообщаться только через секретаря (батюшку)? Что-то Божьей логики не вижу, только выгоду посредника (Леонид Гайдуков)

- Есть ли хорошие люди в клире? Конечно, есть. Много ли их? Это как считать, но, вероятно, немало. Но они не меняют лица всей организации и ее места в обществе.

Есть ли люди, которым воцерковление помогло? Есть. Много ли их? Много.

Вопрос в другом: что это за люди и какого рода помощь они получили в своем развитии? Я не хочу вносить личную ноту в свой пост и поэтому ограничусь этим вопросом. Замечу только, что человек, сколько-нибудь продвинувшийся в Пути, не станет употреблять при обращении к незнакомому человеку обращение "Уважаемый" или ждать, что Бог поможет его карьере.

В сегодняшнем нашем падении для многих даже церковь (РПЦ МП) может стать помощником в духовном развитии. Но далеко не для всех...

Впрочем, так было и 100, и 200 лет назад (Александр Зеличенко).

- Одна из основных проблем - церковь должна меняться внути в соответствии с требованиями времени, что бы донести необходимые духовные ценности до всех слоев населения. Однако РПЦ меняет только обложку, используя современные пропагандистские технологии для связи с общественностью. Для торговли - это работает,но для распостранения духовных ценностей - нет, потому как у потребителей духовного и материального - принципиально разные системы мировоззрения. При текущем подходе РПЦ получит то же, что и наше государство - множество псевдолояльных граждан, которые при любом удобном случае будут грешить, и потом, соответственно, деятельно каяться, снова и снова... (Евгений).

- Все институты эффективны до тех пор, пока они борются за свое существование. РПЦ бороться не нужно, т. к. ее существование обеспечено государственными дотациями, земельной собственностью в центре городов и торговой деятельностью. Прихожане РПЦ по большому счету не нужны. Но и РПЦ больше не нужна народу. Если бы кто-нибудь отважился честно изложить историю РПЦ, то это была бы история ее падения. Если в Киевской Руси РПЦ умиряла князей от кровопролитий и сурово наказывала их за грехи, то в Московском государстве она была подмята под великих князей и царей и могла только "печаловатися" за несправедливо осужденных. Петр I ликвидировал престол патриарха и учредил бюрократический Синод. Немецкое правление после Петра еще больше способствовало падению значения церкви в русской жизни. В XIX в. с распространением атеизма в среде разночинской интеллигенции церковь уже могла опираться только на крестьян, которые соединяли веру в Бога с насмешками над попами и попадьями. Отлучение Льва Толстого дало в руки врагов церкви мощное оружие. И когда большевики стали бороться с церковью, она уже не могла сопротивляться или вызвать народное движение в защиту, став инструментом КГБ (Юрий Бокарев).

- Думаю, все существенно сложнее... Приходская община не функциональна изначально. У нее нет не только прав, но и деятельностного СТАТУСА. По нашему законодательству ее нужно будет делать либо общественной организацией, либо некоммерческим партнерством... Все, что нужно религии, сегодня тянет на себя государство. Кстати, сами религиозные деятели не очень понимают, чего им нужно и чего вообще можно хотеть... Повторить дореволюционную картинку не получится: кстати, как оказалось,вся система не так уж и приветствовалась прихожанами, лихо громившими храмы и монастыри в 1918 году... Мне кажется, что время старых церковных общин кануло в вечность. А "техническое задание" на функционирование новых пока не появилось...Может, попробуете написать? Готов участвовать! (Михаил Кутузов)

- А что такое воцерквление?Очередная тусовка...Выходит какой-то религиозный харизматический вожак и начинает говорить на уровне высокого пафоса...Для меня ,например,он сразу переходит в в разряд специалистов по отъему денег....И вообще .,помните у Бродского "Входит некто православный,говорит:"Теперь я главный..."Торжество религиозного абсурда и бомбежка правильными и красивыми словами.Как можно серьезно при этом говорить о покаянии...Нечего обсуждать...Смешно... (Тамара Дубовская).

И т.д. Сообщения некоторых православных христиан в этой дискуссии, когда и по делу возражающих, когда и невпопад, практически тонут в этой критической или просто уничижительной струе.

Правильно отметил автор исходной статьи Фирсов – происходит «системная ошибка». Все публичные заявления, все усилия по распространению позиции Церкви по разным вопросам все меньше и меньше воспринимаются всерьез, а все больше в штыки. Выходит, чему быть, тому не миновать, то есть нас ждет определенно или антиклерикальная волна, или реформация, или взрыв? К чему мы все-таки движемся?..
То, что мы опоздали безнадежно с реформированием церковной жизни, это, похоже, уже очевидный факт. Теперь только, видимо, остается ждать развязки, и насколько она будет болезненной и сокрушительной для русской Церкви. Что ж – легкой жизни Иисус никому не обещал. Если и несогрешавшим по сравнению с нами апостолам Он предрекал гонения, то уж систематически согрешающим современным православным, преуспевшим к тому же в разнообразных самооправданиях, придется их принять на себя рано или поздно!
Tags: свет и тени в церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments