pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Комментарий к Мк. 4, 26-32

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
Оно -- как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.


Это продолжение той же мысли, что выражена в предыдущей притче о Сеятеле (Мк. 4, 3-20). Сеятель сеет, а семя, прежде чем принести плод, сначала только всходит, и нужно время для роста и созревания. Время это немалое, поэтому изо дня в день можно видеть сначала только ростки без колосьев, и набраться терпения, чтобы в дальнейшем увидеть их уже колосящимися. Тем более сколько потребуется времени, чтобы из зерна, меньшего всех других семян, выросло огромное дерево! Аналогия постепенного самопроизвольного образования сначала зелени, потом колоса и полного в нем зерна дается только у Марка. Но эту же мысль хорошо дополняет Лука, приводя следующие слова Иисуса: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

На эту же тему – Царства как внутреннего достояния - есть одна древняя индусская легенда, если не ошибаюсь, из Вед.
Которая рассказывает, что было время, когда люди были богами. Но они настолько злоупотребляли своей божественностью, что Брама, господин всех богов, решил отнять у них божественную власть и спрятать в место, где им было бы невозможно ее отыскать. Большая проблема заключалась, тем не менее, в том, где найти для нее потайное место. Когда младшие боги были созваны на совет для разрешения этой проблемы, они предложили следующее: «Закопаем божественность человека в землю». Но Брама ответил: «Нет, этого недостаточно, ибо человек станет рыть и найдет ее». Тогда боги предложили: «В таком случае бросим ее в самую глубину океана». Но Брама снова ответил: «Нет, ибо рано или поздно человек исследует глубины всех океанов, и верно, что в один день он ее найдет и поднимет на поверхность». Тогда младшие боги заключили: «Мы не знаем, где ее спрятать, ибо, кажется, не существует на земле или в море такого места, которого человек не мог бы однажды достичь». Тогда Брама сказал: «Вот что мы сделаем с божественностью человека: мы ее сокроем в самой глубине его самого, так как это единственное место, где он никогда не подумает искать ее».
С того времени, заключает легенда, человек обошел всю землю, завоевал, исследовал ее, измерил и прорыл, в поисках того, что находится в нем самом.

Итак, ожидаемое в молитве Господней пришествие Царства предполагает в том числе раскрытие его в самом себе, поскольку каждый несет в себе образ Божий как ту потаенную «драгоценную жемчужину», которую купец обрел, продав все свое предыдущее состояние (Мф. 13, 46), но не каждый отваживается на соответствующие усилия, на дерзновение для этой покупки. Скорее будут, действительно, рыть туннели под океанами и поворачивать вспять реки. И как созревание человечества в целом для пришествия Царства, так и раскрытие этой божественной реальности в самих себе, в тех, кто отважился, происходит постепенно и неприметным образом. Более того, уже отвлекаясь от конкретных деталей причти у Марка, можно даже сказать, что четких примет перед переходом или прорывом в жизнь будущего века (жатвой) не будет обозначено (жнецы-то все же не мы, а Господь с ангелами), а те, что уже есть, видны всю христианскую историю. А пока зеленые ростки пшеницы вместе с сорняками, едва от них отличимыми, растут до окончательного созревания. И земная Церковь – своего рода лаборатория («поле» - Мф. 13, 24), где дозревает и то, и другое.

Сегодня за Литургией мне пришла аналогия уже не из растительного мира, как в Евангелиях, а из животного: гусеница – куколка – бабочка. Гусенице можно уподобить ветхозаветный период или вообще все человечество до Христа. Погрязшее в грехах, косное такое, ожесточенное и малосимпатичное. Куколке соответствует то же человечество уже на более поздней стадии, где существует новозаветная Церковь Христова. Приметного качественного прорыва по сравнению с предыдущим состоянием здесь опять же не наблюдается – бесформенный кокон, столь же малосимпатичный на вид, что и предыдущая гусеница. А вот вылупливающаяся из него бабочка во всей своей красе – это уже совсем иное качество, иная реальность! Но прежде чем она вылупится, внутри кокона идут незаметные никому процессы созревания, и когда наступит последний его момент, никто не знает…
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments