pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Крест как смысл и бессмыслица

(памяти священника Григория Чекменева, † 14.08. 2010)

Узнал о совершенно неожиданной, как и одновременной нелепой, безвременной гибели отца Григория - presvitergrig. И в этот же день попались вот такие рассуждения митрополита Иерофея (Влахоса), касающиеся жизни, смерти и последних времен:

«В период, предшествующий вочеловечению Христову, время было линейным, если можно так выразиться, потому что иудеи ожидали Мессию, Который освободил бы их от греха и рабства. Но в церковный период, когда Христос уже пришел, вочеловечился и дал каждому человеку возможность воспринять Царство Божие, время уже не линейное, а крестообразное. Мы уже не стремимся к обретению Царства Божия в будущем, но Сам Христос и Его Царство передвигается к нам, то есть приходит к нам и встречает нас в каждую секунду. Таким образом, жить последним временем человек может в любую секунду. Если же помыслить о том, что Своим вочеловечением Христос вернул Адама в рай и поднял его на ту высоту, которой бы последний достиг, если бы не согрешил, то можно понять, что и прошедшие времена, и последние переживаются в настоящее время. Время, таким образом, становится «литургическим временем». Время окружено вечностью» (в книге «Жизнь после смерти», глава «Эсхатология во времени»).

Понравилась мысль о крестообразности времени. Но это свидетельствует одновременно все о той же трагичности земного существования, в которое пока лишь отчасти прорывается нам будущее Царство. Или мы сами можем лишь отчасти к нему прорываться, отчасти зная и отчасти пророчествуя.
Крест Христов – знак победы над злом, трагичностью и бессмыслицей этого мира, которые в свою очередь были порождены злом и грехами человеческими. Но перед тем, как стать этим знаком, «оружием мира и непобедимой победой», этот же крест явился знаком поражения дела Христа и полной бессмыслицы для Его ближайших учеников. Более того, дьявол, искушая Христа в пустыне в начале Его служения, затем отошел от Него «до времени» (Лк. 4, 13), то есть с новой и уже многократной силой восстал на Него при последних днях и часах жизни Иисуса, начиная с Гефсиманского борения. Разумеется, смерть Христа была вольной. Но смерть Его последователей далеко не всегда таковой являлась в дальнейшей истории. Будучи посрамленным тогда, при крестной смерти Иисуса, дьявол может мстить христианам и делает это иногда весьма небезуспешно всю дальнейшую историю человечества. Вплоть до того, что благой Божий промысел временно видится пораженным, как в насильственных смертях, или в совершенно нелепых несчастных случаях, что произошел с отцом Григорием.

Гибель отца Григория, совершенно неожиданно оказавшегося брошенным под колеса поезда собакой, которую он выгуливал, особенно остро ставит вопрос о смысле происшедшего, несмотря на все тщетные поиски его. Когда человек живет, пренебрегая всякой помощью свыше или просто отвергая ее, надеясь только на самого себя, естественно предполагать о большей вероятности уязвимости его жизни перед действием злых сил или непредсказуемых обстоятельств. Но когда человек, наоборот, посвятил свою жизнь служению Богу и людям? Который читает в Евангелии слова Иисуса, что «и волос с головы вашей не упадет» без ведома Отца Небесного, который на каждом богослужении сам возглашает прошение «Христианской кончины безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом просим»? Который при этом читает те же слова Христа «Просите, и дастся вам»?... Мученическая насильственная смерть в подобных случаях вполне объяснима – Иисус ведь Своим последователям легкой жизни не обещал. Но в данном случае?..

Есть разные жизни, как есть очень разные смерти. Есть смерти, в которых явно видится печать Божия, когда совершенно очевидно, что человек созрел для перехода в вечность и все, что мог, исполнил в этом мире. Но есть смерти, где этого совершенно не чувствуется. Как писал Бердяев, «присутствие Бога невозможно найти в чуме и холере, в убийствах, в ненависти и жестокости, в насилиях, в зле и тьме» («Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»). Или еще его же мысль: «Рациональная теология создала не только ложную теодицею, которая, в сущности, оправдывает не Бога, а безбожие, она создала и ложное учение о Промысле Божием в мире. Мир не находится в таком состоянии, которое оправдывает оптимистическое учение о действии Промысла Божия в мире. Если все от Бога и все направляется Богом ко благу, если Бог действует и в чуме, и в холере, и в инквизиции, и в пытках, в войнах и порабощениях, то это при последовательном продумывании должно вести к отрицанию существования зла и несправедливости в мире. Промысел Божий в мире, который во всяком случае допустим лишь как неизъяснимая тайна, рационализируется теологическими учениями, и это всегда оскорбительно и для достоинства Бога, и для достоинства человека» («О рабстве и свободе человека»).

Нести крест вслед за Христом – это в том числе быть готовым всякий раз встретиться не только с Ним Самим, но и с Его противоположностью. Символически крест состоит из двух пересекающихся планок. Вертикальная как бы осуществляет прорыв к небу, в Царство Христа, в Царство Смысла, горизонтальная этому препятствует и как бы даже перечеркивает его. Поэтому наряду с обретением смысла в жизни мы неизбежно в разные её моменты оказываемся перед нелепостью и явной бессмысленностью некоторых событий этой же жизни! Бог не творец бессмыслицы, как не творец зла и тьмы. Бессмыслица появилась после отпадения мира от источника смысла как Слова жизни. И различные многообразные смерти являются лишь выражением этой бессмыслицы. Злоба и неблагодарность людская, пригвоздившая Господа на крест, в конечном счете совершенно бессмысленна и иррациональна. И только лишь вера в будущее воскресение вслед за Христом дает выход из апофеоза беспочвенности и бессмыссленности, проявляющегося в подобных нелепых и трагических смертях, какая постигла на днях священника Григория. Но пока она бывает смешана с горечью утрат и потерь, поскольку мы, люди, несущие в себе образ Божий и неизбежно взыскующие смысла в этой жизни, не всегда можем его найти и бываем явно уязвимы перед неожиданной бессмыслицей, временами навязывающей нам «игру без правил».
Светлая ему память!
Tags: in memoriam
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments