pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом…

…а одно только нужно».



Сколько раз в году мы слышим эти слова Евангелия на Литургии. И они как будто не про нас, не про тех, кто внутри Церкви!.. А если про нас, то что дальше?

Ладно, если бы эта суета касалась дел благотворительных, помощи бедным, поскольку, помогая кому-то из малых сих, мы служим Самому Христу. Как и хотела Ему услужить та же Марфа. Ну ведь подобная суета в реальности касается совсем не этого!
А в основном: как бы угодить начальствующим. Вовремя встретить, подать, снять, надеть, угостить, проводить… Пышность и торжественность архиерейских богослужений, за которой все та же сплошная суета. Организация разных церковно-массовых мероприятий, крестных ходов или патриарших визитов… Разве нельзя то же самое делать более скромно и в мирном духе, без помпезности вовне и административного принуждения внутри?

Не будет ошибкой утверждать, что в русском православии довольно прочно утвердилось начало Марфы, причем в явно гипертрофированном виде. Примерно с той поры, как «иосифляне» оттеснили «нестяжателей» на обочину церковной жизни. Понятно, что идеальным вариантом было бы равновесие между деятельностью и молитвой, практической и созерцательной жизнью. Но это доступно не очень многим. Христос ведь не отверг служения Марфы, но присмирил ее, как только она стала отрицать путь своей сестры. У нас же чаще всего не только отрицают второй путь, но и всячески навязывают под разными формами участие в этой многообразной и многоуровневой суете! И главное, а кому это всё нужно, если Иисус говорил, что «одно только нужно»?

Я уже приводил пару лет назад в одной из своих записей слова о. Александра Шмемана по поводу «космической консистории», так приведу в очередной раз:

«Было время, когда Церковь как бремя, как падение переживала торжество "казенщины" в себе, свою "казенную судьбу". Теперь она начинает любить ее, поистине "наслаждаться ею". Hа наших глазах возник и воцарился в Церкви тип епископа, священника, мирянина, захлебывающегося в "административном восторге", потерявшего — благодушно и безболезненно — саму "печаль по Боге", вполне удовлетворенного какой-то космической консисторией, в которую на наших глазах превращается постепенно жизнь всей Православной церкви, и в принятии которой, во внутреннем и свободном подчинении которой даже очень хорошие люди видят "спасение Церкви" и ее "правду"… В церкви воцарился и, повторяю, изнутри, а не только по внешнему принуждению, какой-то всеобъемлющий "референт" какого-то безличного "отдела", и мы начинаем любить эту казенщину, скуку и тоску, этот "иерархический страх", пронизывающий нашу церковь, и самое ужасное, повторяю, это то, что мы уже почти не ощущаем больше невозможности жить в этой лжи, лукаво и лицемерно покрытой всей "священностью" и "торжественностью" традиционного православного быта…»

Озвучены были эти слова на съезде РСХД в 1967 году.
Tags: cвет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments