pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Дадут ли что-нибудь массовые общественные протесты?

Нашел любопытный материал, на тему которого и сам писал неоднократно. Например, в моем же ЖЖ и в первой статье "Империи Духа" (http://www.imperia-duha.ru/article_2.html)

Когда в Европе или США сотни тысяч людей выходят на митинги и марши протеста?– это обычное дело. А для россиян «собираться толпой против власти»?– мера крайняя, грозовая. Почти революция или бунт. Но пока народ безмолвствует, чиновники все больше наглеют. Так мы и до революции можем домолчаться. Обозреватель ИД «Провинция» беседует на эти скользкие темы с вице-президентом Института национальной стратегии Виктором МИЛИТАРЕВЫМ.

Почему Россия не Франция

– Виктор Юрьевич, зачем европейцы и американцы ходят на митинги? Не просто же за адреналином.

– Ну что вы. У них уличный протест – это один из главных инструментов настройки отношений между властью и обществом. Когда над мэром, губернатором и президентом постоянно висит угроза получить полумиллионный митинг под окнами, с оскорбительными выкриками и плакатами, с хлесткими репортажами по всем телеканалам – они гораздо осмотрительнее принимают решения и очень стараются отвечать за свои слова.

– В каких странах такой метод настройки наиболее тонко отработан?

– Да практически во всех государствах со «старой» демократией. Но мне больше всего нравится французский пример. Потому что французы – народ по природе своей не очень солидарный. Если, допустим, сравнить их с немцами или шведами, которые просто дружный народ по характеру, с высоким уровнем взаимного доверия и товарищеской взаимовыручки – то французы не такие. Они гораздо больше похожи на нас. Тоже не любят соседей, завидуют, редко помогают. Однако французов удалось убедить, что хотя твой сосед может быть дураком или сволочью – но вам выгодно объединяться для защиты своих прав. Или, по крайней мере, тебе выгодно не мешать соседу, когда он защищает свои права.


Ну и так далее. Теперь дополню от себя.
Действительно, французы в большинстве своем весьма индивидуалистичны, но солидарность у них выражена существенно лучше, чем у нас. Но как это объединение снизу сможет произойти, если общество у нас разрознено, атомизировано, расколото, а каждый предпочитает бороться в лучшем случае за себя? Православные же в большинстве своем говорят, что нужно терпеть, смиряться, что все по грехам нашим и по воле Божией. Или же говорят, что близок всему конец. То, что по грехам - это, конечно, верно. Вот это наше национальное долготерпение - как раз отнюдь не православно-христианского свойства, а скорее происходит от лени и русского индивидуализма. "Что можно изменить", "плетью обуха не перешибешь" - эти слова ведь часто могут служить самооправданием при собственной лени и безинициативности. Единственно более-менее оформленная солидарность в российской жизни сейчас выражается больше в сети интернета, пусть и не всегда в удачных формах, но все же подчас какие-то результаты достигаются. Правда, не все с этим согласны и считают это иллюзией. Но что не иллюзия тогда?

Один из сильных аргументов здесь - вот была революция 1917-го, была перестройка 1988-1991, а что изменилось качественно к лучшему после тех событий? Вопрос, действительно, непростой. Мир в целом во зле продолжает лежать, и люди несчастные и неудовлетворенные своей судьбой будут до скончания века при любом режиме и строе. Однако же все-таки эволюционное движение в сторону христианизации, гуманизации нравов и смягчения этого зла при дискуссиях, пусть подчас и ожесточенных, с забастовками и митингами (западный вариант) существенно предпочтительнее метаний из крайности в крайность - от безразличного долготерпения, когда проблемы неминуемо накапливаются и распирают изнутри, до социальных взрывов-бунтов, когда уже совсем прижмет (российский вариант). Отечественный сценарий по-прежнему содержит в себе пугающие крайности, полярности, которые замыкают наше общество в очередной порочный круг. И выхода из него не видится, если, конечно, не исключать какое-нибудь чудо. Но как еще Солженицын отмечал, не посылается чудо тому, кто не силится ему навстречу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments