pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Постовое: о новом вине и ветхих мехах

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое
(Матфея, гл. 9)

Традиционное толкование о женихе и его отнятии обычно подразумевает то, что пока Иисус с учениками рядом, им не было нужды поститься, а придет время Его отшествия – станут поститься. «Данное время, говорит Господь, когда Я нахожусь с Моими учениками, есть время радости. Под "женихом" Он разумеет Самого Себя, как обручающего Себе новый сонм людей, так как древний - умер, а под "сынами чертога брачного " - апостолов. Будет, говорит, время, когда и они, после того как Я пострадаю и вознесусь, будут поститься, терпя голод и жажду и подвергаясь гонениям» (бл. Феофилакт). Но здесь не учтено, однако, обещание Христа, данное ученикам уже при вознесении: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). То есть, раз жених по-прежнему с нами, то значит, что традиционное обоснование постов, установленных Церковью, данными стихами из Евангелия, выглядит совершенно не удачным. И даже тот же Феофилакт признает, что здесь говорится о вынужденном посте учеников в связи с различными скорбными обстоятельствами, а не о том посте, который предписывается Типиконом.

В первые века церковной жизни взгляд на посты и их строгость и продолжительность вообще был весьма разным. Священномученик Ириней Лионский по поводу предпасхального поста, впоследствии названного Великим, в частности, пишет:
«Разногласят не только об этом дне (Пасхе), но и самом образе поста: ибо одни думают, что должно поститься один день, другие – два, иные – больше, а иные – сорок, притом мерой своего дня почитают часы дневные и ночные. Такое различение в соблюдении поста произошло не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности, и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее, однако же, все сохраняли мир, и мы живем между собой в мире, и разногласием относительно поста утверждается единомыслие веры» (из послания к епископу Римскому Виктору по случаю спора о Пасхе, см. у Евсевия в «Церк. Ист». (V, 24)). Эта практика в точности соответствовала словам ап. Павла: « Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14, 3-6).

В общем, новозаветный взгляд на пост соответствует примерно тому, что Христос учил о субботе. Понятно, что «не хлебом одним будет жить человек», но пост для человека, а не человек для поста. Заповедь о посте неизбежно должна восприниматься по-новому, а не так, как ее держались ученики фарисеевы или Иоанновы. Но… действительно, новое вино негодно для мехов ветхих. Сколько ни говоришь из года в год, из проповеди в проповедь о смысле поста, о том, что это не самоцель, что каждый призван соблюдать свою меру, и если кто-то будет думать по состоянию своего здоровья о соблюдении диеты больше, чем о Боге и Его заповедях, то лучше бы ел всё по-немногу… И вот как раз сегодня одна из бабушек, часто причащающихся и много молящихся, подходит ко мне и с опаской спрашивает: «А можно мне причаститься, если я вчера подсолнечное масло вкушала»? Ну что ты будешь делать!!!... Вот и сказал после службы примерно то же, о чем сейчас пишу.

Такие бабушки, весьма воцерковленные, нередко становятся жертвами определенной церковной идеологии, поскольку есть у нас священники, стращающие по всякому поводу, одна из любимых тем которых, в том числе, пост и его строгость. Моя мама лет 15 назад пробовала приобщиться к церковной жизни, начав причащаться и исповедоваться, и вот как-то раз напала на одного иеромонаха, который узнал, что накануне она съела яйцо. И тот ее до причастия не допустил. После этого у нее надолго отпало желание идти на богослужения, тем более, что когда много народу и духота, ей вообще молиться трудно.

Разумеется, одна крайность неизбежно порождает другую, рано или поздно. Думаю, что недалеко то время, когда у нас, возможно, многие церковные люди вообще демонстративно забросят посты, приблизясь к тому положению, которое уже существует на Западе, католическом и протестантском. Наверно, надо будет через это пройти, прежде чем на новом уровне – не законническо-фарисейском, а более одухотворенном – в нашей церковной среде утвердится другой взгляд на пост и вообще на аскетизм, соответствующий не средневековым монастырским, а приходским реалиям ХХI века, при большей гармоничности между внешним и внутренним.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments