pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

«…Исчезли в суете дни наши…»

Мне приходилось уже писать в заметке «О вавилонском рассеянии христиан», что земная Церковь после Пятидесятницы фактически повторила сценарий, описанный в Библии в Быт. 11, 1-9. Пусть и не сразу, но постепенно разделения христиан стали умножаться, сначала по важным вероучительным поводам, потом все больше и больше по второстепенным… Вообще, если нет внутри христиан мирного духа, духа любви, то на один и тот же вопрос разномыслий остается смотреть лишь с точки зрения непримиримости: есть только одна позиция верная и истинная (как правило, моя собственная и моих единомышленников), остальные ложны. Если же этот дух есть, то многие разномыслия можно просто потерпеть, поскольку о большинстве невидимых вещей мы судим неизбежно «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). В первые века разоблачение различных подмен и заблуждений насчет Христа или Троицы было оправдано. И в те же самые века, однако, мы знаем весьма различные точки зрения по многим вопросам, которые гораздо позднее уже в церковной жизни были жестко определены. Но с некоторых пор это перестало работать… При жесткой унификации вероисповедания и на Востоке, и на Западе, к позднему средневековью разделения среди христиан все равно не прекратились, и тому пример старообрядческий раскол, расколы по календарным вопросам или церковно-политическим. И сегодня православный мир далеко не един, поскольку психология педантичности и дотошности в исповедании веры, свойственная определенному религиозному типу людей, легко может привести к тому, что описал архиеп. Иоанн (Шаховской) в статье «Трудность высоких наименований»:

«Чувствуя свое "старшинство в вере", некоторые православные зазирают сперва не-христиан, потом "не таких, как они", христиан, и кончают осуждением тех православных, которые не принадлежат к их малой группировке. Разве мы не видим этого и в наши дни? И, по мере зазирания других людей, эти мнимо-православные считают себя все более чистыми, все более избранными. Так порождается в мире вдвойне отвратительное новозаветное фарисейство: утешение не Божьей, а "своей" святыней».. И там же архиеп. Иоанн пишет, что «Православный (по духу своему) человек в наши дни не может не ощущать всей недостаточности общего духовного уровня православия своего и своих братьев православных. И лишь такое смиренное осознание православными людьми своей недостаточности, особой ответственности пред Богом, может вернуть истине Православия ее апостольское сияние. Необходимо православным получить дух смиренности и покаянности, который только и является "печатью царской" Православия и явным о нем удостоверением».

И вот этот дух покаянности, мне думается, как раз очень уместен ныне. Более того, он свойствен тем самым молитвам, которые сегодня уже читались после Литургии на Вечерне Пятидесятницы. Ведь мы все призваны «согласно славить Всесвятого Духа» в единстве, подобном единству Лиц Пресвятой Троицы: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23). А вместо этого что чаще всего получается? «Исчезли в суете дни наши…», как говорится в одной из этих молитв. И суета эта может быть не обязательно чисто мирская, житейская, но и суета вполне внутрицерковная, в спорах о словах и оттенках слов, в разделениях по всяким поводам среди тех, кто ищет этого повода.


«…Сам, многомилостивый и Человеколюбец, услышь нас, в какой бы день мы ни призвали Тебя, особенно же в этот день Пятидесятницы, в который по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, когда Он и воссел одесную Тебя, Бога и Отца, и ниспослал на святых Своих учеников и Апостолов Святого Духа, Который и почил на каждом из них, и исполнились все неистощимой благодати Его и стали говорить на иных языках о великих делах Твоих и пророчествовать. Так и ныне услышь нас, молящихся, и вспомни нас, смиренных и осужденных, и освободи из плена души наши, имея ходатайствующим за нас Твоё собственное сострадание. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: "Мы согрешили!" На Тебя мы оставлены от материнского лона, от чрева матери Ты – Бог наш. Но, так как исчезли в суете дни наши, мы остались без Твоей помощи и лишены всякого оправдания, однако, дерзновенно надеясь на милосердие Твое, взываем: "Греха юности нашей и неведения не вспомни и от тайных дел наших очисти нас, не отвергни нас во время старости, при оскудении силы нашей не оставь нас; прежде, чем мы возвратимся в землю, удостой нас обращения к Тебе и обрати внимание на нас с благоволением и милостью; измерь беззакония наши милосердием Твоим; поставь бездну милосердия Твоего против множества согрешений наших; посмотри со святой высоты Твоей на народ Твой, стоящий вокруг и ожидающий от Тебя обильной милости. Посети нас в благости Твоей, избавь нас от насилия диавола, утверди жизнь нашу святыми и священными законами Твоими. Ангелу, верному хранителю, вверь народ Твой; всех нас собери в Царство Твоё, дай прощение надеющимся на Тебя; отпусти им и нам согрешения, очисти нас действием Святого Духа, разрушь козни врага против нас.»
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments