pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О разноверии в Православии

У одного ЖЖ-друга прочел на днях следующую мысль (имя его не называю, поскольку запись была подзамочная):

У меня самая правильная вера
Спроси у десяти людей из одного прихода поглубже, как они понимают каждую часть Символа веры, который произносят регулярно, - и получишь двенадцать разных, иногда конфликтующих ответов.
Типа: что значит веровать? Как мы понимаем "Бог", "Отец" или в каком смысле Он "Вседержитель"?

Как я себе это объясняю, при одинаковых словах у людей существуют разные парадигмы - инструменты их понимания, очки для зрения. А глаз не видит сам себя. То есть формулировки уточняются, а парадигмы остаются бессознательными - типа "все так видят" (хотя на самом деле отнюдь не все). Культурные (взятые скорее из философии, скажем), психологические (скажем, окрашивающие слово-образ "Отец" - опыт общения со своим отцом). Зависящие от конкретного опыта христианской жизни. И т.д.
Так что все сложнее, чем кажется - правоверие тоже. Отчасти это "входит в программу" полифонической картины, но - игра в кубики даже самых правильных формулировок - не всегда ортодоксия.


На этом стоит остановиться и кое-что развить поподробнее.

То, что написано, не просто отражает современную ситуацию среди прихожан православных храмов. Но еще больше это заметно в различных интернет-дискуссиях, где иногда сражаются по разным вопросам не на жизнь, а на смерть. Церковно-славянский язык – русский язык: за/против. Экуменизм: за/против. Церковь и политика, образование, культура, мир в целом: как взаимодействовать с окружающими светскими людьми – опять предлагаются разные видения и модели. Ну это еще ничего, а вот, наконец: как кто из православных воспринимает Бога Самого? Как Того, кто может в любой момент подловить в ошибке или грехе, и потому надо непрестанно ловить себя, в чем я согрешил(а), записать, чтобы не забыть ничего и придти на очередную исповедь с несколькими исписанными страницами? Или как Того, Кому можно довериться безраздельно, перед Кем не стыдно и покаяться, и воздохнуть наедине, поскольку перед Любовью, которая все уже простила и прощает, только и возможно каяться? Кто Бог Сам – абсолютно всемогущий и всеведущий, самодостаточный, вседовольный, перед Кем бесполезно спорить, Кому возразить ни в чем не возможно, - тут же попалит огнем (ну или немного позже), как мы читаем в Ветхом Завете? Или Он Тот, кто в нас нуждается, Тот, кто далеко не всемогущий в привычном понимании этого слова, но кто вручил нам этот мир, поскольку Ему нужна наша помощь в исполнении Его дел? В этом мире все заранее предопределено, или у каждого из нас есть свобода, и воли, и выбора, а значит, где свобода, там и неопределенность, и непредсказуемость будущего в том числе?

В зависимости от ответов на все эти вопросы, которые неизбежно разные, разными будут и восприятия Бога, а значит, разными фактически сами веры у каждого внутри одной и той же Церкви. И традиционное богословское утверждение православных фундаменталистов, что нарушение в догматике неизбежно приводит к нарушению в практике духовной жизни, здесь даже не то, чтобы не работает, но его можно легко обратить против них самих! При том, что здесь даже речь не идет о догматике… Ну в самом деле, если я не верю в любовь Божию, а верю по большей части только в суд, то я сам c большей вероятностью волей-неволей буду склонен судить-рядить других людей, кто не согласен со мной в вопросах веры, при этом свою позицию почему-то непременно отождествляя с правильным пониманием Писания и Предания. Если для меня вера – это только то, что святые Отцы сказали до меня, и все уже решено заранее раз навсегда, то мне уже ничего не остается, как только повторять ими сказанное в рамках известных вселенских и поместных соборов, и тут не надо ничего думать, думать даже опасно. Отсюда – неприязнь ко всем, кто ищет, думает, предлагает новые решения и пути. Если же для меня вера и Церковь – не что-то раз навсегда спущенное с неба в готовом виде, а живое отношение к Богу, Который неисчерпаем в словах, но Он же призывает нас быть соработниками Его; Он, сказавший «Се, творю все новое», и нас побуждает к непрестанному обновлению самих себя, это совсем другое дело… Это и есть творчество в самом настоящем смысле слова, и это роднит нас с Творцом.

И вот получается, что разница между этими условно говоря двумя пониманиями Христианства (православия) гораздо существеннее, чем догматические различия между православным и католическим вероучением, или православием и современным монофизитством-несторианством. И даже протестантизмом. Но почему-то этого упорно не хотят видеть наши охранители. А ведь интернет сейчас, как можно с уверенностью предполагать, сыграет в дальнейшем не меньшую поворотную роль в судьбе православных, как сыграло свою роль книгопечатание в католическом мире 500 лет назад, сильно поспособствовав распространению протестантизма, который был весьма промыслителен в судьбах всего христианского мира, да и остается таковым сейчас. Именно сетевое общение сейчас и выявляет то, что нет, да и не было в общем-то у нас Православия как единого цельного монолита (оно существовало скорее в умах отдельных людей, пусть и великих, но выдававших чаще всего желаемое за действительное). И вряд ли когда-либо было! А то, что мы подразумеваем под главным в Предании (хотя бы в рамках Никейского Символа Веры), сохранилось отнюдь не только у православных, но и у инославных, включая большинство протестантов. И иногда чувствуешь неизбежно, что иной католик или протестант по вере тебе бывает более близок, чем кто-нибудь из православных «книжников», наподобие иудейских, во времена Христа.

Что же ждет в будущем православных, в таком случае: новые разделения? Или же наоборот, продвижение к большему взаимопониманию и умению договариваться друг с другом, слушать другие точки зрения? И то, и другое в равное мере возможно…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →