pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

По поводу даты Пасхи 2007

Обнаружил любопытную статью Петра Соллогуба (Медон, Франция) на православном франкоязычном форуме http://fr.groups.yahoo.com/group/orthodoxierusseoccident/
Даю свой перевод с французского.

По поводу даты Пасхи 2007


В этом 2007 году все христиане, католики, православные и протестанты, празднуют Пасху в один и тот же день 8 апреля. Известно, что этот факт случается в среднем раз в три-четыре года, а иногда в течение более длительных периодов без общей Пасхи (например, между 1990 и 2001 годами не было общей даты). Мы можем только возрадоваться о данном обстоятельстве, которое нас ставит в одно из условий, предписанных святым и великим Никейским собором (325 г.): все христиане да празднуют Пасху в один и тот же день!
Цель в нашем случае - напомнить несколько принципов, лежащих в основе определения даты Пасхи и в особенности показать ошибку исчисления даты Пасхи православными в этом году.

Напоминания об установлении даты Пасхи.
Решение Никейского собора.


Никейский собор постановил, что все христиане должны праздновать Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Надо осознать глубочайшую мудрость этого определения: оно опирается на предание, исходящее из того, когда случилось Воскресение Господа нашего после еврейской Пасхи, падающей в точности на день весеннего полнолуния, 14 Нисана. Это определение независимо от любого календаря и основывается на основах Творения: «Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад» (Пс. 103, 19).
Применение правила.
Принципы, установленные Собором, нужно было применять практически. С точки зрения «технической», это сводилось к установлению связи между нашим солнечным «обычным» календарем, определяющим астрономический год и времена года и, в частности, весну, и календарем лунным для определения полнолуния. Это делалось астрономами в соответствии с их знаниями, которые можно свести к следующим способам:
- Юлианский календарь, Юлия Цезаря, в котором год длится 365,25 дней, что объясняет наличие високосного года раз в четыре года. Более того, во время Собора полнолуние падало на 21 марта.
- Цикл Метона, греческого астронома VI в. до Р.Х., который заметил, что 235 лунных месяцев соответствуют 19 солнечным годам. Это наблюдение представляет собой отличное приближение, но все-таки это приближение!
С этими двумя элементами достаточно установить даты Пасхи для 19 лет, и они будут общими для всех лет. Что и было сделано для разработки «пасхалий», таблиц, позволяющих определять дату Пасхи для любого года. Более конкретно, распределение полных лун было установлено для 19-летнего цикла (постоянный лунный Юлианский календарь). Сейчас можно отметить, что эта таблица приблизительна.
Вычисление даты Пасхи, таким образом, «просто» состоит в знании занимаемого годом ряда в цикле Метона, что сводится к поиску остатка от деления года на 19. Добавляя 1 к этому остатку (это число зависит от начала цикла), получают золотое число, которое можно увидеть в некоторых сборниках. Это число служит входными данными в постоянном Юлианском календаре (приблизительном), указанном выше. В качестве иллюстрации, в этом году полнолуние, указанное этим календарем, приходится на 6 апреля, то есть с запозданием на 4 дня.

Недостаточность календарей и таблиц.

Известно, что длительность юлианского года неточна; она запаздывает приблизительно на 1 день в столетие. Результат этого тот, что календарь «уклоняется» по отношению к событиям солнечного года. В частности, «юлианская» весна, 21 марта по данному календарю, падает на 3 апреля по григорианскому календарю. Напоминаем здесь, что начало весны – момент точно определенный в траектории Земли вокруг Солнца! В этот момент день и ночь равны по длительности (равноденствие). 3 апреля вовсе не является днем равноденствия.

Григорианская реформа.

Вот существенная причина, которая была в основе григорианской реформы; нужно было продвинуть календарь на 10 дней, которые составляли отклонение в эпоху папы Григория (его реформа датируется 1582 г.); время часов привели в соответствие! В то же время, было внесено другое изменение: оно состояло в поправке постоянного юлианского календаря, указанного выше и основанного на цикле Метона, который также неточен, т.к. Луна в этом календаре каждые три столетия опережает ход на 1 день. Григорианская реформа предложила адаптацию, довольно сложную, надо признать, поскольку хотела оставаться в рамках, сравнимых с юлианской пасхалией. Подсчет Католической церкви почти точен; для 25 первых лет 21-го столетия он ошибается только лишь один раз.

Ошибка 2007 года

Сейчас возвратимся к ситуации нынешнего 2007 года. Полнолуние падает на 2 апреля, то есть после 21 марта; следовательно, это полнолуние пасхальное для католиков, и Пасха будет следующим воскресеньем, 8 апреля. Для православной Церкви полнолуние приходится также на 2 апреля, следовательно, перед 3 апреля, даты юлианского весеннего равноденствия по григорианскому календарю. То есть это не пасхальное полнолуние по юлианскому календарю! Надо было бы ждать следующего полнолуния, то есть 2 мая, и последующего воскресенья, то есть 6 мая, которое должно было бы быть датой Пасхи. Однако Пасха в этом году у православных падает на 8 апреля. Это результат просто-напросто ошибки юлианского лунного календаря, который, как было отмечено выше, уклоняется от реального времени на один день каждые 300 лет. Его таблицы указывают это полнолуние на 6 апреля вместо реального 2 апреля. Надо возрадоваться, что, несмотря на все эти погрешности, мы имеем одну и ту же дату Пасхи, общую и верную. Господь милосерден.

Время для реформы православного исчисления

В заключение, этот эпизод показывает, что способ установления даты Пасхи неудовлетворителен в исчислении православной Церкви и более не соответствует решению Собора. Пора отказаться от неточных таблиц и следовать указаниям небесных светил и тех, кто их наблюдает, чтобы таким образом мы, христиане всего мира, праздновали бы все вместе святой и великий праздник воскресения Христова согласно предписаниям Никейского собора.

Замечание: соответствие с иудейской Пасхой.

Часто указывается, что разница между пасхалией западной и восточной происходит от того, что западные христиане пренебрегли тем, что Пасха должна идти после Пасхи иудейской, ради соблюдения евангельской хронологии. Здесь речь идет о недоразумении. В самом деле, в первую очередь определение Никейского собора, указывающее весеннее полнолуние, имело в виду естественно иудейскую Пасху, которая падает именно на этот самый день! Никейское правило подразумевает, следовательно, что Пасха празднуется автоматически после иудейской Пасхи. Реформа папы Григория, разумеется, не изменила этого правила.
С другой стороны, некоторые местные соборы после Никейского (например. Антиохийский собор 330 г., так же, как 7-е апостольское правило), настаивали, чтобы верующие не праздновали Пасху «с иудеями». Это часто является ссылкой для «оправдания» православного исчисления. Но речь шла тогда о противостоянии некоторым Церквям, которые хранили иудейский счет вместо Никейского. Более того, эти соборы и каноны ни предложили новых определений, ни внесли уточнение к Никейскому. В самом деле, определение Никейского собора ясное и самодостаточное. Его следует только применять!


Петр Соллогуб, 15 марта 2007
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments