pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Каждое последнее воскресенье перед наступлением Великого поста на
богослужениях вспоминается изгнание Адама из рая. «Увы мне, окаянная душе,
что уподобилася еси первее Еве, видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и
коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди» (Великий
канон, песнь 1-я). Как отметил один немецкий философ, «человек есть то, что
он ест». А древо познания добра и зла, от плода которого вкусили наши
прародители – это древо познания вообще всего. В результате люди кинулись
познавать все, что возможно, не задумываясь, полезно ли им это и нужно ли.
Знание ради себя самого, познание ради своих эгоистических целей сделалось
для многих смыслом и целью жизни. А познание всего без разбора, тем более
без Божьего водительства, привело к смешению и путанице добра и зла в нашей
жизни. Человечество в Адаме стало слишком всеядно, и эта всеядность
отравляет его и ведет к смерти. Учитывая то, что все съедаемое нами
усваивается и переходит в нашу телесно-душевную природу, как важно соблюдать
меру воздержания и рассуждения во всем… Кстати, почему людям далеко не все
дано познать в этой жизни, включая самих себя? Да по той же самой причине,
т.е. бесполезности этих знаний и неподготовленности к ним людей, но есть и
еще одно препятствующее обстоятельство: многие хотят больше знаний для
овладения миром и подчинения его себе. И Божий промысл как бы сдерживает
этот неудержимый их порыв, но, впрочем, свободное от Бога человечество давно
уже поставило себя в ситуацию возможного полного своего конца благодаря
реализации многих знаний на практике.
С другой стороны, жажда к познанию в человечестве неистребима, это неоспоримая реальность. Более того, она заложена была Богом в души первых людей с целью возделывать им вверенный рай, хранить его и нарекать имена всякой твари. Поэтому неприятие среди христиан стремления к познанию в принципе под предлогом смирения и боязни вредоносности многих новых идей и открытий нисколько не усиливало их позиций, а скорее обособляло и еще более отдаляло от нецерковного мира, превращая их в обыкновенных обскурантов. Как отмечал Н.А. Бердяев в специально посвященном обскурантизму размышлении («Путь», № 13, 1928), причина этого явления лежит в ложном истолковании библейского повествования о грехопадении. «Основная ошибка обскурантизма заключается в смешении истинного и ложного знания, просветленного и падшего ума. Для обскурантизма всякое знание ложное, всякий ум падший. Ум, знание всегда от змия, от Диавола, а не от Бога. Бог требует от человека незнания, невежества, безмыслия, глупости. В действительности путь змия, путь запретных плодов познания добра и зла есть путь низшего, ложного, рационалистического знания, порабощающего дух тварному природному миру в противоположность высшему, истинному, просветленному знанию в Боге, в Божественном свете, интуитивному познанию мира и Бога. Знание змия есть утеря свободы духа».
Не случайно святоотеческая аскетика постоянно призывает к умно-сердечной молитве. Держать ум в сердце с тем, чтобы достичь единения ума и сердца в непрестанной молитве, - вот путь к преображению, к воссозданию целостности всего человеческого существа с его умственной и чувственной деятельностью. Война религиозного чувства против разума и умственного познания, и голого рассудка против всего того, что нельзя просто объяснить и классифицировать, - лишь печальное следствие раздробленности человека с его отрывочным рациональным и религиозным опытом…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments