pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Воскрешение Лазаря и воскресение Христово

...Воскрешение Лазаря – еще не ночь, но предварение ночи. Если в страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. 12, 23-33; 13, 31-32; 16, 1 и слл.), совершается прославление Господа – прославление в уничижении и смерти, - то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией (11, 40, ср. ст. 4).
Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя (11, 28-29), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» (20, 11). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя (11, 38 и слл. ср. 19, 41 – 20, 1). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком» (11, 44). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его» (20, 6-7). Русскому слову «плат» соответствует греческое слово «σουδαριον». В повествовании о воскрешении Лазаря оно же переведено словом «платок». Указанный параллелизм заслуживает самого серьезного внимания. Воскрешение Лазаря совершается в преддверии страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает христианскому читателю Евангелия отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.(...)

Воскрешение Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря (12, 10). Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. Эта двойственность отношения – очевидный параллелизм и столь же очевидная несоизмеримость – может быть понимаема как отношение прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение Лазаря делом закрепляет учение об Иисусе Христе как Начале жизни, заключающее и обетование грядущего Воскресения, - то Воскресение Христово, как исполнение прообраза, есть начало нашего воскресения. Мы видели, что, по учению Иоанна, в единстве Страстей и Воскресения мыслится не только восхождение Иисуса Христа к Отцу, но и возведение к Отцу учеников.
Воскрешение Лазаря влечет за собой восстание мира на Христа. Мир находится под властью Диавола, князя мира, который был лжец и «человекоубийца от начала» (VIII, 44). Восстание мира на Христа вследствие воскрешения Лазаря есть восстание лжи и смерти на Истину и Жизнь. Символический смысл воскрешения Лазаря делает восстание неизбежным и объясняет то значение, которое приписывает этому чуду Иоанн. Молчание синоптиков утрачивает свою остроту. Благовестие Христово они открывали с других сторон.
Священное Предание Православной Церкви сохранило символическое значение воскрешения Лазаря. Церковное празднование Входа Господня во Иерусалим отвечает хронологическим указателям четвертого Евангелия (XII, 1,12). И потому заслуживает особого внимания, что отнесением памяти праведного Лазаря к Субботе Ваий иоанновская хронология явно нарушается. (ср. еще Ин. XI, 54 и слл.). Это нарушение, сближая – и по времени – воскрешение Лазаря и Торжественный Вход, подчеркивает внутреннюю связь обоих событий, из которых второе почитается Церковью как Предпразднество Воскресения Христова. Вайи – пальмовые ветви – образ Воскресения. Воскресение Христово сделало возможным наше воскресение. Но и больше того. – В богослужебных песнопениях, посвященных воскрешению праведного Лазаря, Церковь повторно останавливает внимание верующих на тесной внутренней связи между воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым (ср., напр., Пяток Ваий, Великое Повечерие, канон, песнь 9, Суббота Ваий, Утро, канон, песни 1 и 9) и и воспевает в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря». Только через Страсти Христовы: смерть, побеждаемую жизнью, стало возможно общее воскресение, но тайна воскресения – во всей ее неизреченности – еще до Страстей была явлена людям в воскрешении четверодневного Лазаря.
Tags: библия, высокое богословие, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments