pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Торг Авраама с Богом (комментарий к Быт. 18: 20-33)

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.


Меня всегда особенно умилял этот текст.
Авраам, выглядящий как бы даже более милосердным, чем Сам Бог, по очереди «выторговывает» у него количество праведников, ради которых Содом и Гоморра смогут быть помилованы. Сошлись на десяти праведниках…

Ясное дело, что этот текст – в чистейшем виде иконопись. Принцип иконичности важно помнить и применять его не только к изображениям в красках, но и к текстам Писания. Как иконы пишутся людьми, но по вдохновению свыше, так и священные тексты писались людьми, в соответствии с их собственными представлениями тех времен о Боге, хотя и были в определенной степени богодухновенны. Не то, чтобы те представления совсем не были верны, - они были заведомо неполны, искажены и во многом гадательны. Они и сейчас большей частью таковы, но все же Новый Завет после Христа явил людям качественно новый уровень богопознания. Поэтому словесные иконы Бога в ВЗ и в Евангелиях – иконы разного уровня. Бог в Евангелиях – любовь, пусть и обличающая, как в ВЗ, но в конечно счете распятая; ее сила – в видимой немощи, в кресте, а не в громе и молниях.

Но в любом случае икона – не картина художника-реалиста, отображающего конкретный пейзаж или портрет какого-нибудь исторического лица. Принцип «как оно было на самом деле» невозможно применить ни к Шестодневу, ни к грехопадению прародителей, ни к последующим рассказам, поскольку они написаны символически. Задача иконы, что словесной, что в красках, лишь приоткрыть другую реальность и поведать о ней определенными средствами выражения! Но ничего общего с детальным описанием или изображением, как на фото, это не имеет.

Ветхозаветная икона изображает Бога как некую внешнюю для человека силу, грозную, справедливую и всеподавляющую. С которой ведется диалог «на расстоянии», притом весьма почтительном. Новый Завет явил нам другую икону Бога – Иисуса Христа как «образ (буквально - икону) Бога невидимого» (Кол. 1, 15). А Иисус дает понять, что Бог внутри каждого и открывается через сердце. Вот еще одна разница между ветхозаветным и новозаветным восприятием Бога.

Ну и даже в поздневетхозаветную эпоху, уже перед пришествием Христа, мудрецам было известно, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1, 13) и что «завистию диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24). И если Он есть Жизнь, тогда как Он может кого-то умерщвлять и насылать бедствия, о чем явно пишется во многих местах ВЗ и даже у таких пророков, как Исайя?

О грядущих бедствиях и разорениях, впрочем, предупреждал и Иисус. В отношении Иерусалима прежде всего, что исполнилось примерно 40 лет спустя. И в отношении Капернаума, где Он Сам долго жил и проповедовал: «И ты, Капернаум, до неба ли вознесен будешь? До ада низвергнешься. Ибо если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Но Иисус Сам не насылает бедствия на эти города, в отличие от Содома, где повествование ведется от первого лица Бога. В таком случае, исходя из того, что Бог все-таки неизменен, как понимать тексты о потопе, о погублении Содома и Гоморры, которые, скорее всего, были не лучше и не хуже Тира, Сидона, Капернаума, Иерусалима, когда-то цветущих городов, а впоследствии разоренных, но не прямым божественным вмешательством, а опосредованным попущением, в более естественном ходе событий?

В мире, созданном Творцом, действуют определенные безличные законы. Их действие осуществляется уже в условиях отпадения, проявления грехов человеческих. Один из таких законов социальной среды - мера за меру («какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», - говорил Иисус). Такой детерминизм, возможно, есть одно из следствий падения человека и мира вокруг него. Как и случайности этого мира, впрочем: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, и не храбрым – победа, не мудрым – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл. 9, 11). Когда большие группы людей систематически нарушают эти законы, это отражается на состоянии окружающего мира – отсюда разные экологические кризисы. Но иногда при накоплении избыточной отрицательной человеческой энергии и неживая природа, несущая все же отпечаток творческой мудрости, может «бунтовать» и обрушиваться по местам на человечество. И при этом, как правило, праведные запросто могут гибнуть с нечестивыми; более того, праведникам, да и вообще невиннным, чаще приходится страдать в этом мире больше других, и физически не в последнюю очередь. То, что спасается от всемирного потопа только один праведный Ной с семейством, а от катастрофы с Содомом только один праведный Лот с домочадцами – это опять-таки иконописный прием.

Христос в Евангелии, кстати, не объясняет причину природных катаклизмов или несчастных случаев. Он только указывает:

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лк. 13).

Здесь указывается, с одной стороны, беспричинность, а с другой, небезосновательность этих роковых происшествий в плане последствий. Погибшие погибли не по своей вине, но оставшимся в живых этот пример приводится в качестве предупреждения. Поскольку живущие здесь и сейчас могут погибнуть подобным же образом, но уже по своей вине. Бесполезно оценивать долю вины погибших в каждом подобном случае, но живущим стоит задуматься о возможной внезапности их конца и непредсказуемости его. Этот пример в чем-то перекликается с повествованиями о потопе или Содоме, и сходство его с вышеупомянутыми образами ВЗ в том, что все они говорят об одном и том же: уклонись от зла, человек, и сотвори благо; обратись и образумься, то есть покайся. Но говорят об этом по-разному.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments