pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Притча о Милосердном самарянине и Великий канон

Тема о Милосердном самарянине и о путнике, попавшемся разбойникам по дороге от Иерусалима в Иерихон (см. от Луки 10, 25-37) проходит лейтмотивом почти через всю 5-ю седмицу Великого поста, когда повторно читается Великий канон преп. Андрея Критского, весь целиком. Уже когда Великий пост клонится к завершению, подходя к повторному слушанию покаянного канона, мы силимся открыть перед Христом наши душевные язвы, чтоб Он возлил на них от Своего вина и елея. Ибо под самарянином, подбирающим израненного путника с дороги и спасающим ему жизнь, конечно же, подразумевается Сам Человеколюбец, от щедрот Своих изливающий на всех нас милость, что символизирует елей (греческие слова ελαιον (масло) и ελεος (милость, сострадание) созвучны), и радость, веселье духа, что дает вино («и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его» - Пс. 103, 15). Эта радость приходит после избавления от разбойников, послуживших прообразом грехов и страстей, ведущих к смерти. При этом священник и левит, как бы представляющие Закон до Христа, проходят мимо этого брошенного и умирающего прохожего, изнемогающего от кровоточащих ран, под которыми понимаются и наши грехи, душевные муки, муки совести. Закон ведь только обнаруживает грех и осуждает его, но не врачует!

Поползнухся (уклонившись) от праваго пути Твоего, от страстей окаянный низпадохся в ров, левит же со священником видевше мя, претекоша (прошли мимо). Ты же Христе помиловал еси мя, и оружием креста греховное рукописание растерзав, безстрастием уяснил (просветил) еси, и Отцу соседателя сотворил еси. Темже зову Тебе: непостижиме Господи, слава Тебе (на стиховне самогласен, вторник 5-й седмицы вечера).
Из Иерусалима снидох поползнувся (сойдя, уклонился), от написанных в нем языком (народам) заповедей Твоих(…), душетленным прилучихся страстем (подпав растлевающим душу страстям), якоже разбойником (словно разбойникам). От них уязвена исполу умерщвлена (уязвленного и наполовину умерщвленного), гвоздьми и копием плотию уязвивыйся волею, греха ради человеча, и общее совершив крестом спасение во Иерусалиме, исцели мя Господи, и спаси мя (там же).

Под священником и левитом также подразумеваются и пророки Ветхого Завета, обличения которых тоже не давали освобождения от нажитых ран:
Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща, и хитростьми человеческими неисцельна. Темже люте боля, во смирении сердца зову Ти Христе Боже: излей яко благоутробен на мя великую Твою милость (светилен в среду утра 5-й седмицы).
В среду перед Преждеосвященной Литургией, когда к обычным вечерним стихирам присоединяются 24 стихиры, посвященные предстоящему чтению Великого канона, мы слышим такое выразительное, предваряющее все остальные стихиры, песнопение:

Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю душу мою ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же видев мя ранами боляща безисцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя, мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость

(стихира на «Господи, воззвах» в среду вечера 5-й седмицы)
Русский перевод: Моими помыслами впав в руки разбойников, стал я пленником умом и люто уязвленным, всю мою душу изранив, и с тех пор лежу обнаженным от добродетелей на жизненном пути. Священник же, увидев меня, неизлечимо больного от ран, возгнушавшись, не обратил ко мне взор; потом и левит, увидев меня и не стерпев растлевающую душу болезнь, прошел мимо. Ты же, Христе Боже, благоволивший придти не от Самарии, но от Марии воплотиться, человеколюбием Твоим подай мне исцеление, изливая на меня великую Твою милость!

Тема души человека, впавшей в преступные «разбойнические» помыслы, которую исцеляет Сам Христос под видом милосердного самарянина, присутствует, конечно же, и в богослужении при самом чтении Великого канона:

В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне, исполнихся ран: но сам мя представ, Христе Спасе исцели.
Священник мя предвидев мимо иде, и левит видев в лютых, нага презре: но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри мя
(Великий канон, четверг 5-й седмицы утро, песнь 1-я).
Гноение Спасе исцели смиренныя моея души, едине врачу, пластырь мне наложи, и елей и вино, дела покаяния, умиление со слезами (песнь 8-я).
И по окончании чтения канона:
В разбойническия пути впадши душе моя, люте уязвена еси от своих согрешений, предавшися неразумным врагом. Но яко имущая время, во умилении возопий: упование ненадежных, животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя (на стиховне самогласен, четверг утро 5-й седмицы).

Под Иерусалимом понимается как наше Отечество небесное, так и спасительные заповеди Господни, тогда как под Иерихоном – царство страстей и пороков. Вспомним, что этот город оказался сразу же на пути израильтян при переходе их через Иордан и вступлении их в Землю Обетованную, и потому должен был быть взят, а стены его – разрушены (см. кн. Иисуса Навина, гл. 6).

Яко от Иерусалима Твоих божественных заповедей исходя, и к страстем иерихонским достиг, славою безчестия житейских попечений привлечен, в разбойническия впадох помыслы, сыноположения благодати от них совлекохся, и ранами яко бездушен лежу. Священник же пришед язву видев не внят: и левит, и той возгнушався мимо иде. Ты же Господи, от Девы неизреченно воплощься, излиянием от спасительнаго ребра Твоего, вольне излиявшияся крове и воды, якоже елей искапав Христе Боже, струпы язв моих мягкостию стягни, и к небесному совокупи лику, яко милосерд (стихира в пяток вечера 5-й седмицы на «Господи, воззвах»).

Эта тема о Милосердном самарянине заставляет также задуматься о себе самом, уже не в таинственно-прообразовательном, а в самом прямом смысле: насколько пост мой прошел угодным Богу, и не успел ли я в очередной раз вместе с тем священником и левитом из притчи пройти мимо кого-то, кто немедленно нуждался в моей помощи?

Эта притча обличает нас, православных вообще и священников в особенности, нестерпимо пронзительно и глубоко, если вдуматься, хотя обличение это, как и в любых других притчах, незаметное и ненавязчивое. Быть может, оно сродни тому взгляду Христа, который поймал апостол Петр после троекратного своего отречения, и тут же горько заплакал? И не этот ли глубокий и кроткий взгляд будет для нас нестерпимым, невыносимым на будущем Суде? Мы-то, священники, сколько раз отрекались от Христа – не явными словами, но прикровенно, в жизни, и сколько раз проходили мимо ждущих от нас слова любви, мира, доброго совета? И в то же время люди доброй воли, кто бы они ни были в жизни, еретиками или даже просто неверующими в нашем понимании, всегда появляются в нашей жизни – имеющий глаза да увидит! – и своими добродетелями опережают нас на пути в Царство Божие («покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» - Иак. 2, 18) . Об этом у меня была заметка трехгодичной давности:
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=39867
Tags: богослужение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments