pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

К вопросу о прощении. Архиеп. Иоанн Шаховской: из «Психологии обиды».

«Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде — любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.

…Чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста неверие может быть лишь на кончике его языка, так и вера в Бога бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога — не теоретическая декларация.)

В преодоление зла входит и преодоление обидчивости. Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче — обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными, и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души. Активный эгоист обижает, пассивный обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.»



Бесспорно, эти строки в самый раз подходят к сегодняшнему прощеному воскресенью. Но вот уже который раз не оставляет ощущение, что очень много в нашей церковно-приходской практике условного символизма, как в других вопросах, так и в этом. То есть, прощение чаще изображается, нежели действительно происходит. Трудное это дело – явить его по-настоящему, а не по-нарошку. Гораздо легче попросить прощения у тех, перед кеми ты заведомо ничем не провинился – так обычно и делается! А тот, кто действительно был обидчиком, либо не хочет в этом себе признаться, либо не понял этого, либо не в силах переступить через себя, поэтому от такого человека просьбы о прощении, адресованной к его жертве, нечасто дождешься, либо не дождешься вовсе. В таком случае и ждать не стоит; если ждешь, то сам простил не до конца (жертвой побыть иногда по-своему приятно, по вышеизложенной мысли архиеп. Иоанна)… Конечно, сам принцип прощения может быть сверхприроден для нас, как и многое другое в Евангелии. То есть он остается идеалом (путеводной звездой), к которому стоит стремиться, но который не всегда обязательно достижим на практике.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments