pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

ВСТРЕЧА НА ПОКРОВКЕ 15.12

С участием игумена Петра (Мещеринова), Майи Кучерской и Петра Алешковского.

Может ли мирянин говорить в Церкви?
-
Узнал об этой встрече в последний момент на сайте «Правмир» и решил сходить. Естественно, встретил несколько знакомых по ЖЖ: samurfila с супругом, lxenia, uljascha, одну бывшую прихожанку Царицына... Познакомился также с Людмилой Сараскиной, которую до того знал только по литературно-критическим статьям. naficus, как всегда, обеспечивал в таких случаях техническую сторону мероприятия.

Тему встречи начала развивать Майя Кучерская: говорить на церковные темы ей лично не хочется потому, что она совсем не уверена, а хочет ли сама Церковь, чтобы она говорила об этом. О. Петр Мещеринов далее отметил, что сам этот вопрос «может – не может» свидетельствует о глубоком кризисе современного церковного сознания, поскольку это нецерковная точка зрения сама по себе, это клерикализм. Нельзя смешивать служение в алтаре с другими его видами, в том числе с проповедью. И важно не то, кто говорит, а что говорится. Надежда Церкви сейчас опирается на мирян, которые гораздо более свободны в обсуждении многих спорных и острых вопросов. Священники же, по словам о. Петра, находятся в феодальном или даже рабовладельческом отношении к начальству.
Кроме того – что говорить? Христиане призваны уподобляться Богу в правдивости и человеколюбии. Настоящие же внутрицерковные отношения чаще лишены этической составляющей и от человеколюбия далеки.
.

Писатель Петр Алешковский, приглашенный Майей Кучерской, затронул вопрос о Торопецкой иконе Божией Матери, которую вынесли на днях из Русского музея. Алешковский сам по образованию реставратор, он знал специалистов высокого класса еще по советским временам, когда начал работать с ними и общаться. Среди них были разные люди по вере или неверию, но у всех был исключительный профессионализм и пиетет перед каждым произведением искусства. Благодаря им, при всех жутких вещах советского строя, было сохранено огромное количество памятников старины. Он напомнил, что год назад лучшие реставраторы страны,собравшись на совет, НЕ ОТДАЛИ икону св. Троицы из Третьяковки. И то, что произошло год спустя, Алешковский назвал кошмаром. Православные же либо молчат, либо одобряют случившееся, и священники, и миряне. Везде гробовая тишина! Но надо осознавать ответственность перед нашей культурой. Сегодня – пространство бескультурья, когда у власти большие деньги плюс те самые дети «кухаркиных» детей, управляющие государством.

О. Петр, в целом согласившись с вышесказанным, добавил, что есть вещи и поважнее, чем икона. Вот Библия с такой подробностью описывает построение храма в Иерусалиме при царе Соломоне. Но она же повествует и о его разрушении! Народ и Церковь, подобно тому ветхозаветному Израилю, тяжко согрешили перед Богом в ХХ веке, притом, что нынешняя власть, пожалуй, наиболее «народная», чем когда-либо на Руси. В таком случае над нами сбывается библейская парадигма: на общественном уровне у нас НЕТ БЛАГОДАТИ в связи с уходом из жизни этической составляющей. Церковь не реагирует ни на что, и история с иконой лишь только подтверждает это.

Затем с места последовало выступление литературоведа Людмилы Сараскиной. Она с горечью отметила, что сегодня Церковь и культура в антагонизме. Литература выдавливается из образовательного процесса, тогда как фактически ее вытесняет ОПК. Шеститомный учебник Михаила Дунаева, покойного преподавателя МДА, по православию и русской литературе она изучила досконально, что произвело на нее крайне тяжелое впечатление. Многим русским писателям Дунаев просто отказывает в звании христианина, начиная с Кантемира. Одно высокопоставленное духовное лицо в разговоре с Людмилой Сараскиной просто пренебрежительно отозвалось о русской литературе, в том смысле, что она просто «мутит воду», ставя вопросы о душе и смысле жизни, поскольку на все эти вопросы Церковь уже давно ответила (и это было сказано о великих русских классиках, ни больше, ни меньше). И об этом все тоже молчат.

Здесь уже слово попросил я сам, поддержав Людмилу и заверив, что о ее выступлении я обязательно напишу в блоге! А о. Петру, в свою очередь, задал вопрос: хотелось бы надеяться на активных мирян сегодня, но есть ли такая надежда, и есть ли вообще у нас церковный народ? О. Петр отметил, что это проблема вообще России в целом, где русская Церковь лишь отражение общей ситуации. Необходимо вырабатывать личную ответственность каждого за происходящее вокруг нас…

Последовало также довольно яркое неожиданное выступление священника Якова Кротова***, также пришедшего на эту встречу.
-
Он озвучил мысль о сращении Церкви и государства, где и в церковной, и светской среде наличествует проблема взаимоотношений солдат и генералитета. В то же время еще жива русская интеллигенция, например, хотя бы ее яркий представитель Левон Нерсесян, специалист из Третьяковки, активно выступавший все эти дни по поводу Торопецкой иконы. Зачем надеяться на «критическую массу»? Сама постановка вопроса о мирянах – католическое влияние, бесспорно (в Италии сейчас те же проблемы, что в России, в то же время в США вообще наплевать кто ты есть, священник или нет, поскольку там полная религиозная свобода). В то же время кого мы вспоминаем из представителей русской эмиграции, Парижской школы, например? Мирян прежде всего – консерватора Лосского и либерала Бердяева. В то же время сейчас власть, активно взаимодействующая с Церковью – миряне. Александр Дугин мирянин; привезшие Торопецкую икону в элитный подмосковный поселок также миряне, голос и мнение которых явно преобладает.

Далее см. здесь:
http://yakov-krotov.livejournal.com/484660.html#cutid1

Был голос из зала одной рабы Божией, которая отнесла себя к тем самым кухаркам. По ее мнению, всегда были и есть до сих пор те рабы, для которых культуры просто не ссуществует. Чтобы она существовала, необходим досуг! Но досуг одних групп людей неизбежно имеет место за счет других, у которых нет вообще никакого времени для досуга, а потому все духовные ценности для них выходят пустым звуком.

Общий вывод из встречи, сделанный ведущими: мирянам необходимо взрослеть, поскольку пока они к проповедям не готовы еще (Кучерская). И – общаться, поскольку, по мысли о. Петра, в церковной среде наличествует элементарный дефицит общения.
-
Этого-то общения у меня, увы, почти не получилось на сей раз – слава Богу что хоть с uljascha довелось познакомиться наконец лицом к лицу и поговорить, возвращаясь по пути к метро.
-
Samurfila с мужем быстро ушли, Ксения тоже поспешила сказать «до свидания». Этому еще поспособствовал тот момент, что меня поймала одна журналистка и попросила что-нибудь сказать о предстоящем Новом годе, и как Церковь к нему относится. Моя запись, поскольку оказалась для меня неожиданной, получилась довольно сбивчивой; кому-то ее придется услышать на «Радио России»…

*** Меня тут стали упрекать, что я Якова Кротова назвал "отцом". Это безотносительно к тому, как рассматривать ту юрисдикцию, к которой он принадлежит и насколько она вообще сомнительна для православных (есть устойчивая группа людей, которая его отцом называет в любом случае).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →