pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Царствие Божие внутри вас есть…

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, -- не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим

(от Луки, гл. 17-я, сегодняшнее евангельское чтение).

Царство Божие, или Царство Небесное, - это реальности, связанные только с человеком и по отношению к человеку и человеческому общежитию. Иначе, где Бог не царствовал бы, если Он и так вездесущ? Но Он желает царствовать в людях и среди людей, где именно Он чаще всего и терпит поражение. Его трон, более ожидаемый, нежели реализуемый – это сердца человеческие. И если кто-то из людей впускает Христа в свое сердце, насколько же преображается сам человек и все вокруг него… А если таких людей несколько, собравшихся вместе, - какая это была бы сила! Тогда слова «Царство Божие внутри вас» приобретают еще и дополнительный смысл «посреди вас».

Но на практике вот уже 2000 лет христиане молятся «да приидет Царствие Твое», а оно все не приходит в своей силе. Может быть, потому, что большинство христиан во все времена не очень-то хотело, чтобы оно в действительности пришло?
Один из католических священников начала ХХ века, Альфред Луази, впоследствии разуверившийся и отошеший от Церкви, заметил, что «Христос обещал пришествие Царства Божия, а пришла церковь». Которая, действительно, не может являться таковым его «приметным образом».

Конечно, церковь как земное учреждение, пребывающее в мире сем, имеет несколько измерений. Которые подчас вольно или невольно путались в истории, вплоть до того, что Церковь выдавали вроде как за это самое Царство, которое уже пришло.

Это, конечно, ошибка; возможно, даже один из видов серьезной ереси. Эмпирическая Церковь – чаще всего скорее собрание «больных, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды» (Ин. 5, 3); в том числе чающих и приобщения к этому Царству. В самом лучшем случае она может быть преддверием, предвкушением его, служить указателем, путем к нему. Или даже отчасти приближать его наступление среди людей. Но при условии, что люди Церкви не изменяют своему званию и призванию.

По древнему иудейскому преданию, если бы один только человек хотя бы в течение одного лишь дня мог до конца исполнить весь Закон и не нарушить его ни в одном пункте, даже если это касалось бы только заповеди о субботе, то ожидаемый Израилем Мессия, наконец, пришел бы, и прекратились все невзгоды. Понятно, что это, с одной стороны, иллюзия: человек не в силах сам по себе спастись Законом. Но с другой стороны, в этом была и определенная интуиция: если хоть в одном человеке исполнение Закона реализовалось, то вот, Царство Бога уже и пришло, приблизилось! Ожидания иудеев исполнились во Христе как этом самом человеке, это бесспорно. Но это Царство в лице непризнанного Мессии ими же было отвергнуто. Однако… не повторялось ли это отвержение бесчисленное множество раз уже среди христиан, чтивших Иисуса лишь устами, но не сердцами? Тогда не потому ли ожидавшееся скорое второе пришествие Христово отодвинулось на неопределенный срок?

Так что пока Царство Божие насилуется, атакуется ( βιάζεται), а именно такой второй вариант прочтения можно усмотреть в словах «Царство Божие силою берется» у Мф. 11, 12). И насильники расхищают его (βιασται αρπάζουσιν αυτήν)! Но если даже «употребляющие усилие восхищают его», согласно традиционному прочтению, то сколько усилий было положено на внешние камни и здания, нежели на воссоздание внутреннего «сокровенного сердца человека», той драгоценной жемчужины, которая и находится внутри каждого.

Но что это за образ молнии на небе, обозначающий пришествие Христа снова? Пока об этом можно судить лишь «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Сейчас Христос хотя и с нами, посреди нас (Мф. 18, 20), но все же невидимо, скрыто, в некотором отдалении, или же в глубине каждого, не вполне проявленный (сравн. Гал. 4, 19).
Тогда Он будет видим ясно всеми, где бы они ни находились. Как видны зарева молний с разных сторон той территории, где бушует гроза. Как это возможно будет себе представить, пока не находится слов к описанию. Кроме разве что «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
А сроки следующего пришествия Христа неопределены хотя бы потому, что действительно зависят от веры и желания христиан, живущих здесь и теперь. От качества закваски, что есть один из образов Царства Божьего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments