pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Михайловская Слобода

Увидел тут репортаж про торжества в единоверческом приходе, в престольный праздник храма Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, примерно в 40 км от Москвы, между гг. Жуковский и Бронницы.
http://www.mepar.ru/news/2009/11/21/7056/

И нахлынули воспоминания…
Судя по фото, место уже просто не узнать. Целый духовный центр вокруг храма. Какие камни, какие здания!.. Все так величественно, благолепно, масштабно!
Настоятель, отец игумен Иринарх, стал более благообразным, интеллигентным, чуть пополнел с годами. Лет 45 ему, наверно, сейчас, а тогда (1990-92 гг.) было, соответственно, 26-28.
Как меня туда «занесло» тогда? Сам удивляюсь, хотя увидительного, в общем-то, ничего не было. Я на первых порах, в начале своего приобщения к церковной жизни, был человеком робким. Идти в первый попавшийся московский храм было немного боязно (несмотря на то, что по поводу всяких там злых бабушек-батюшек я тогда мало что слышал, но на подсознательном уровне все же что-то чувствовал). И в таких случаях приход в храм обычно совершается по знакомству. Брат мой тогда еще был в церкви и вышел как раз через кого-то из своих церковных знакомых на эту единоверческую общину. Ну а за ним решил туда поездить и я.

Помню эти нескончаемые вечерние службы. Все так в точности, как в тексте по ссылке: начнут в три – пол-четвертого дня, кончат часам к девяти, а то и позже. Как ни странно, я не уставал тогда, хотя совсем ничего по-началу не понимал. Прихожан было, конечно, намного меньше, чем сейчас, но была дружная и симпатичная молодежная община. Митрополит Ювеналий и в те годы приезжал неизменно, раз-два в год примерно; помню его приезд на Неделю Жен-Мироносиц в 1991-м…

Я познакомился тогда с Андреем Озеровым, с которым у нас были разные долгие дискуссии, исторические и богословские. Весьма начитанный и по-своему интеллигентный, Андрей производил впечатление душевно разрывавшегося между древлеправославным благочестием и современной культурой. Но с ним было интересно общаться – я даже ездил в Слободу сначала не столько ради богослужений, сколько для общения с ним самим. Потом он стал иноком Арсением при этом же Михаило-Архангельском приходе, потом повздорил с настоятелем и в конце концов покинул приход. Затем ему удалось рукоположиться году в 1994-м в одной из провинциальных епархий (кажется, Нижегородской), а через несколько лет узнаю, что он подался окончательно к старообрядцам, и след его потерялся, для меня во всяком случае. В своих публицистических выступлениях, которые до меня доходили изредка, он подписывался «Езеровым» на древнеславянский манер.

Вот, поискал в интернете и нашел, к примеру:
http://www.zavtra.ru/denlit/061/52.html

Узнаю его стиль… Нет, он положительно не изменился! Даже в чем-то его «понесло» еще больше…

Были еще разные симпатичные молодые ребята… В общине сразу наметились два «крена» - один в сторону современной церковной жизни как она есть и в сторону большей открытости миру в целом, другой, наоборот, в сторону старообрядческой строгости. И впоследствии из общины, несмотря на вполне терпимую и доброжелательную обстановку, уходили – одни в традиционные приходы РПЦ МП, другие к старообрядцам. Единоверие, таким образом, в рамках хотя бы данного прихода, оказывалось неким «буфером» и находилось в неустойчивом равновесии между этими двумя полюсами. А само равновесие держалось в общем-то на о. Иринархе и редких постоянных прихожанах. Сейчас, похоже, приход обрел большее равновесие, и контингент прихожан устоялся.

Пожалуй, в единоверцах можно встретить иногда большую терпимость и широту взглядов, чем у старообрядцев или православных МП. Вон Александр Дугин, известный евразиец, взгляды которого подчас очень мало пересекаются с собственно христианскими, - многолетний прихожанин и постоянный член общины Михайловской Слободы (интересно, мог ли я его видеть в начале 90-х?).
Может быть, само положение «между двух огней» этому способствует? Но с этим вполне сочетается уставное строгое, средневековое благочестие – недельные посты перед причащением, длинные службы, молитвенные правила… На Литургию приходишь – никто не причащается, разве что младенца какого-нибудь приведут во внепостовое время. Это меня и отдалило в конце концов от прихода, и я укоренился в московском храме Всех Святых у о. Артемия Владимирова по наводке odziy.
В последний раз в Слободе был осенью 1993 года – много воды утекло с тех пор! Съездить туда, что ли…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments