pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Русская православная семинария на французской земле

(репортаж от 12.11.09 в газете La Croix. Перевод мой).
Семинария
http://www.la-croix.com/Un-seminaire-orthodoxe-russe-en-terre-francaise/article/2401301/4078

Московский Патриархат выбрал Францию для своей первой Семинарии на Западе, которая откроется завтра в парижском регионе.

Густой запах ладана, длинные ектеньи по-славянски и иконостас, характерный для православных церквей… В это утро, в часовне бывшего монастыря ордена Сестёр-помощниц в Эпинэ-су-Сенар (департамент Эссон), возносятся те самые песнопения Восточной Литургии. В получасе пути от Парижа, величественное здание, выстроенное в XVII веке, с сентября месяца занимает новая православная семинария во Франции, официальное открытие которой состоится 14 ноября, в присутствии архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и архиепископа Парижского кардинала Вэн-Труа.

Событие, имеющее большое символическое значение, в час, когда Европа празднует падение Берлинской стены: ведь речь идет об открытии первой семинарии Русской Православной Церкви за пределами бывшего советского пространства. Объявленная цель: дать возможность будущим священникам открыть для себя духовные и культурные богатства христианского Запада и в то же время развивать русскую православную традицию в Европе.

Вот Игнатий Домас-Концемиус, 31 год, монах из Швейцарии, «бывший католик, увлеченный экуменизмом», перешедший в православие в 2007 году, «после перенесенной тяжелой болезни». Застенчивый, с коричневой бородой, он почти ничего больше не говорит о своей смене курса, но акцентирует на возможности приобщиться к корневому православию, самому оставаясь во Франции. Антон Сиденко, 25 лет, свидетельствует: «Когда я узнал, что семинария собирается открыться, я не стал колебаться». Москвич, свободно владеющий французским, он успел отучиться 2 года в Национальном Политехническом Институте Лотарингии (г. Нанси).

Связанный с Трехсвятительским храмом Парижа, Антон нигде не решил больше последовать своему призванию, как во Франции, которую считает «второй родиной». Другие узнали о существовании семинарии случайно, через интернет: «Я хотел приобрести опыт за границей. Послал сообщение, мне позвонили, и вот!» - сообщает Дмитрий Гармонов, 19 лет, из Татарстана. Для него, как и для других, «всё случилось очень быстро».

По правде говоря, всё в истории семинарии в Эпинэ сделалось в рекордно короткий срок. Вплоть до риска задеть некоторые чувствительные раны. В ноябре 2007 во время своего визита в Париж митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ставший в январе этого года патриархом, подсказывает идею создания русской семинарии во Франции, при условии, что будет достигнуто согласие в этом с католической стороной. В январе следующего года архиепископ Корсунский Иннокентий, от которого зависят верующие Московского Патриархата, живущие во Франции, представляет проект кардиналу Вэн-Труа и католическим епископам региона Иль-де-Франс, которые дают свое согласие. 15 апреля 2008 года досье утверждается Священным Синодом в Москве. Оставалось найти место. Эрик Омонье, епископ Версальский, подсказывает группе сотрудников будущей семинарии обратиться к сестрам в Эпинэ, собиравшимся как раз покинуть их здание.

«Духовенство сделало все, чтобы нам помочь», - рассказывает отец Александр Синяков, ректор семинарии, подчеркивающий, что поддержка католиков Франции, без сомнения, «план, наилучшим образом осуществленный» в последние два года. Дело касается того, чтобы в самом деле взрастить французско-русскую «дружбу», некогда охлажденную в советскую эпоху. В том числе в религиозном плане: «Наша цель – формировать будущих деятелей экуменического диалога и христианского единства».

Так, в октябре семинаристы отправились в Овер-сюр-Уаз, где смогли встретиться с Монсеньором Жан-Ив Риокрё, епископом Понтуаза. Затем Монсеньор Мишель Дюбо, епископ Эври, посетил их самих в Эпинэ. Дружеская симпатия в повседневном общении с орденом нищенствующих Малых Сестер, расположившихся в двух шагах от семинарии, или с прихожанами-католиками, заинтригованными этим новым соседством. О. Синяков надеется, что эти множественные взаимные контакты внесут свой вклад в «падение предрассудков между христианами Восточной Европы и западными христианами». Невежество, говорит он, есть главный бич в отношениях между церквями.

Однако, «Россия познает скоро ту же секуляризацию, что и западное общество, - анализирует о. Синяков. - Индивидуализм угрожает нашим христианским общинам». Вывод: церкви Запада и Востока имеют куда более общую судьбу, чем принято думать. Перед лицом этого вызова, семинария создана как перспектива «придать тонус миссии, страдающей внутри православной Церкви». Говоря по-другому, открыть заново «вкус к литургической жизни», но также эффективно включиться в «дело солидарности».

В этом контексте о. Синяков отказывается входить в межправославные трения: «Наша семинария открыта для всех, включая будущих священников Константинопольского Патриархата». Вызов огромен. Семинария уже приняла 12 студентов из различных регионов и православных юрисдикций (России, Румынии, Украины, Грузии, Белоруссии, Латвии…), посланных во Францию своими епископами.

Остается вопрос о возвращении после 5 лет обучения: «Некоторые возвратятся в свои страны, где их знания, языковые и пастырские, будут драгоценными, другие останутся во Франции, где для православных верующих, число которых оценивается около 500 тыс., не хватает священников» - продолжает Синяков. На ближайшие пять лет семинария в Эпинэ планирует принять около 40 семинаристов.

Франсуа-Ксавье Мэгр.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments