pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

О русской разобщенности

Пишет мне супружеская пара, друзья из Забайкалья, которых я венчал 11 лет назад, сейчас живущие в Краснодарском крае.

«Очень сложно пришлось приспосабливаться к особенностям кубанской жизни. Нам после забайкальского доброжелательства, гостеприимства, трудно было понять людей, у которых все взаимоотношения основаны на личном интересе, выгоде, деньгах. Но мы стараемся в себе сохранить те качества, которые мы получили от наших родителей, не обращать внимание на злых, лицемерных людей. Я не знаю почему, но люди здесь очень завистливы. А зависть приводит к тому, что люди начинают совершать поступки, которые мы зачастую объяснить не можем. Раньше мы не могли понять, почему соседи по месту жительства никогда не ходят друг к другу в гости, а если кто-то и придет, то его не пускают в дом, все разговоры происходят на пороге дома. У нас всегда дом для всех был открыт. Кто бы не пришел, всегда приглашали в дом, садили за стол, угощали всем, что есть в доме. А сейчас и сами стараемся лишний раз не приглашать даже тех же соседей в дом, потому что у людей почему-то возникает зависть к нашей семье, к уюту в доме и т.д. Все это глупо, но приходится приспосабливаться к людским особенностям».

Интересно, что после посещения Белгорода мне говорили примерно то же самое. Однако, как только я поместил свой очерк о Белгороде в ЖЖ, довольно быстро откликнулись несколько белгородцев, и, главное, доброжелательно, пусть и не со всем написанным согласившись, и у меня появились новые друзья. Значит, не все так плохо как будто, и добрые люди везде есть. В то же время свидетельству моих старых друзей тоже невозможно не доверять…

А Забайкалье я вспоминаю в этом плане также с удовольствием. Уже почти 8 лет прошло с тех пор, как я оттуда уехал, но неизменно перезваниваемся, переписываемся по эл. почте или смсками. Люди там попадаются и впрямь редкие и замечательные, каких не сыщешь в средней России. С русскими из Франции, где я после прожил три года, такого контакта, за отдельными исключениями, не возникло. Однако и бандитизма в Забайкалье хватает, и многого другого несимпатичного – очень контрастный регион во всех отношениях!

Мир не без добрых людей везде, но в России получается какая-то странная разобщенность между ними. Возьми разных людей по отдельности - все замечательные, но как они оказываются вместе, в коллективе, так сразу всё меняется причудливым образом, не в лучшую сторону, разумеется. В такой огромной стране были бы естественны традиции самоуправления по местам, но их-то как раз и нет, очень многое диктуется центром и ориентируется на Москву. Москва же еще больше, пожалуй, чем в советское время, вызывает отторжения у людей русской провинции, поскольку доходы москвичей, работающих на тех же специальностях, что и везде, существенно выше, подчас раза в три-четыре, тогда как разница цен в полтора-два раза, что, безусловно, несправедливо.

Вообще я об этой проблеме (отсутствия солидарности у россиян, так что единой России у нас просто не существует, а вместо нее – несколько разных Россий, подчас совершенно не пересекающихся между собой) уже писал в первом номере «Империи духа» еще год назад. Подтверждение своих мыслей находил и у Солженицына в его поздних публицистических статьях, а недавно – в двухтомной свежевыпущенной «Истории России, ХХ век» под редакцией А.Б. Зубова (Андрея Борисовича знаю неплохо лично).
Европейские страны тоже проходили через войны всех против всех, но там научились договариваться. Когда ж научатся у нас?.. До гразданской войны, слава Богу, далеко, но вялотекущее противостояние разных мировоззрений в России налицо, и дело не в разномыслиях самих, а в том, как чаще всего относятся друг ко другу выразители этих мировоззрений.

Новый праздник 4 ноября мог бы стать действительно днем единства россиян, поскольку это был как раз день, когда наши предки из разных сословий дали перед Богом клятву сотрудничества и сдержали ее. Но какая объединяющая идея могла бы сплотить большинство сейчас? Либерально-демократическая идея в значительной степени скомпрометирована, к Церкви доверие быстро иссякает за последние годы, (и в том, и в другом случае по вине носителей либерального или церковного сознания), а если еще частично сохраняется, то по милости Божией; про монархизм вообще говорить нечего. Власть и общество давно уже отчуждены. Выборы как основной инструмент демократии по влиянию на власть у нас также профанируются. Будем жить в надежде, что кривая сама куда-нибудь вывезет?...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →