pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Немного о Белгороде и белгородцах

Довелось мне в последние дни первый раз в жизни побыть в этом городе и немного посмотреть его. Через виртуальное знакомство, благодаря в том числе моему ЖЖ. Человеку, меня пригласившему, не хватало общения в местных православных храмах с батюшками, а вопросов накопилось много. Он готов был приехать специально в Москву, чтобы пообщаться со мной, но я, пользуясь тем, что у меня пока есть свободное время, предложил приехать сам. На этом и сговорились. Мне самому было интересно посмотреть город, который я так много раз проезжал мимо по пути в Крым или на Кавказ. И к тому же здесь служат двое священников, мне хорошо знакомых: otez_dimitriy и о. Алексей Бекорюков, мой бывший однокурскник по ПСТБИ. С обоими удалось очень тепло и хорошо пообщаться.

Разумеется, было много разных бесед, обменов мнений с членами семьи, пригласившей меня (местные интеллигенты), и к тому же мне был неплохо показан город и окрестности его. И даже съездили за 60 км от города в село Ракитное, где служил известный подвижник этих мест архим. Серафим (Тяпочкин).

Город мне еще раньше, когда, бывало, глядел на него из окна поезда в конце 90-х – начале 2000-х, казался мне довольно приличным и респектабельным в своем роде, по сравнению со многими другими городами российской провинции. Это впечатление отчасти усилилось, когда походил уже непосредственно по его улицам. Дороги по российским меркам весьма неплохие и гладкие, здания модернизированные и обновленные, - в общем, город «евроотремонтированный» и кажется по-своему буржуйским.
-

.

.

-

-
(памятник князю Владимиру на Харьковской горке)

-
(цветочные часы)

-
(вид на город с места памятника кн. Владимиру)

-
(мост, здесь же у памятника)
Но исторических мест тут никаких, увы, не осталось, кроме некоторых храмов. В этом плане Орел или Курск, хоть и менее ухоженные, представляют больший интерес, поскольку там чувствуется история, тогда как здесь ее практически нет.
Единственное значимое культурное учреждение города – драмтеатр, расположенный на центральной городской площади (Соборной), напротив здания областной администрации (следующее фото):

-

.
Однако для меня было полной неожиданностью услышать о том, что люди здесь плохие. И если попадаются хорошие, участливые, человечные, то это, конечно же, не местные (сюда довольно много переехало из Севера, Сибири, кое-кто с Украины и т.д.). Среди местных же процветает хамство, грубость, неуважительное отношение и отчужденность. В общем, «совок», сконцентрированный и помноженный на сегодняшние реалии феодального госкапитализма. Для устройство на работу большую роль играют связи, кумовство в противовес профессионализму и добросовестности в деле. Конечно, это можно встретить и в других регионах российской провинции, но здесь это как будто еще сильнее сконцентрировано. Отмечу, что за два дня я почти не успел пообщаться с белгородцами в людных местах, поскольку по магазинам и рынкам не ходил, но практически слово в слово, помимо тех людей, у которых я гостил, мне это же самое подтвердили еще двое (оба неместные, кстати). Вроде бы это объясняется тем, что сюда ссылали разных колдунов-чернокнижников при Екатерине или еще раньше, а тогда это была южная окраина России...

«Симфония» местной государственной власти и епархии приобретает иногда слишком уж причудливые формы (ОПК здесь уже введен в школы как обязательный предмет, тогда как квалифицированных преподавателей большой дефицит, причем нередко отдельные грамотные выпускники Теологического факультета БГУ не могут трудоустроиться в школы, где часы ОПК уже ведет географ или трудовик, как мне рассказал о. Алексей, а многие другие студенты показывают свою вопиющую безграмотность и невежественность). Мне также рассказала с недоумением одна начинающая православная, как однажды какой-то новопостроенный храм сгорел по вине подрядчика, и вот, в разных учреждениях стали собирать деньги на восстановление, при этом удерживая размер однодневной зарплаты у работников. Ну ясное дело, что такие меры никак не приблизят сердца белгородцев к Православию… Впрочем, идем дальше.

Весьма представительно здание Белгородского Гос. Университета с фонтаном и памятником возле него:

БГУ

-

Общежитие Университета весьма впечатляет:

-

А возле него в 2001 году был воздвигнут небольшой уютный университетский храм Архангела Гавриила, где теперь настоятельствует мой бывший однокурсник о. Алексей Бекорюков:

храм

-

О. Алексей преподает на Теологическом факультете БГУ, который занимает отдельное старое, дореволюционное здание, одно из немногих уцелевших в городе:

-

А напротив него – Преображенский кафедральный собор:

-

-

Здесь находятся мощи небесного покровителя города, свят. Иоасафа Белгородского:

.

А сам свят. Иоасаф служил примерно на том месте, где сейчас расположен Николо-Иоасафовский храм:

.

Возде храма видно кладбище, очень старое и весьма запущенное. Я никогда до сих пор не видел таких заброшенных кладбищ, где многие могилы давно уже выглядят безымянными, а от надгробий которых остаются лишь отдельные камешки или кирпичики:

-

.

Похоронное бюро по-близости предлагает «сезонные скидки на памятники»:

-

По сравнению с этой вывеской другие надписи, мне попадавшиеся, типа «салон посуды» или «академия плитки», выглядят совсем уж невинной забавой…

Вот Смоленский собор, где начинал служить о. Димитрий (он же на фото), поводивший меня по городу во второй мой день пребывания и передавший меня о. Алексею:

-

И недалеко от этого собора – самый старый храм города (начала XVIII в.), входящий в комплекс Марфо-Мариинской женской обители:

-

-

Памятник Иоасафу Белгородскому со сквером – пососедству с женским монастырем:

-

О. Алексей при встрече мне показал Теологический факультет БГУ уже изнутри:

-

В просторном конференц-зале факультета как раз планировался круглый стол (семинар) по проблеме сквернословия, где о. Алексей должен был выступить.

-

-

Выступление о. Алексея:

-

И мужского квартета воспитанников Белгородской Дух. Семинарии:

-

Можно было предположить, что мероприятие примет заорганизованный и скучный характер, но оказалось, что было немало довольно живых и остро-дискуссионных моментов. После чего мы с о. Алексеем отправились в его храм, и я остался на Всенощную под ап. Иоанна Богослова, как раз уже почти перед моим отъездом.

-

А окрестности Белгорода мне были показаны в предыдущий день, как и большинство храмов города.
Вот зона отдыха, Сосновка, возле реки Северский Донец, где, по словам местных, летом негде яблоку упасть:

-

-

.

.

И, наконец, храм в отдаленном райцентре Ракитное, где в 70-е годы служил архим. Серафим Тяпочкин, где и скончался в 1982 году, и там же похоронен:

-

-

-

-

Погода, как можно заметить, в первый день, 7-го октября, была просто «по-бабьему» летняя. 8-го, хотя и было в основном пасмурно, но оставалось довольно тепло. К вечеру еще больше потеплело, так что привокзальный электронный термометр показывал в полночь во время моего отъезда +17. Отопительный сезон в Белгороде еще не начался – 600 км от Москвы на юг все-таки ощутимо сказываются.
Tags: путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →