pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Вести с международной богословской конференции

Второй раз уже был приглашен на Конференцию от Свято-Филаретовского Института и Преображенского содружества малых православных братств.
Предыдущая конференция была более двух лет назад, о ней я писал.
Тема нынешней – «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»: общность, общение, община в современном мире».

Есть одна важная и хорошая деталь: в этот раз конференция проводится в Библиотеке им. Ленина, у самых стен Кремля! Кто бы мог подумать еще лет пять назад, что эти церковные диссиденты-братчики с о. Георгием Кочетковым во главе сумеют занять такую нишу, в столь просторном и шикарном зале Ленинки! Александр Копировский недавно в телефонном разговоре на мой вопрос о его мнении о развитии церковной ситуации отметил: "Дышится легче"...
зал
Я был на первых заседаниях сегодняшнего первого дня, но на дискуссионный семинар (по секциям), на который меня пригласил Максим Дементьев (mdemm), все-таки не поехал. Вот пока мои отрывочные записи первого дня.

Первый доклад сделал протоиерей Павел Адельгейм (на фото первый слева).
-
Он начал вполне академически, с библейско-богословского подхода («Не хорошо человеку быть одному»), затронув понятие личности и отметив, что самое ценное, что есть у человека в жизни, это общение, что особенно хорошо понимаешь с возрастом. Античность не интересовала внутренняя жизнь человека, его внутренний мир, и понятие личности там не существовало. Так, вместо глаз на древних статуях мы видим только бельма, тогда как на византийской иконе глаза, наоборот, ярко выражены и даже подчас увеличены в размерах (правда, в реплике по окончании доклада о. Павла поступило замечание, что все же это касается отнюдь не всех древних статуй и в общем это не совсем точно). Ну а вторая часть доклада о. Павла вышла вполне злободневной, уже применительно к прошлой и настоящей церковной жизни. Докладчик отметил, что, несмотря на то, что понятие личности развилось в Церкви, сама Церковь часто отказывалась от защиты личности, склоняясь к авторитаризму, хотя имеено в ней должен быть представлен эталон общения! Церковное единство может строиться только на взаимном уважении друг друга. Где каждая клеточка тела живет его жизнью Социальное качество такого единства – личность в сопричастности Телу Христа, где она уже не просто «клеточка». Грехи исторической Церкви коренятся в подавлении личности, в принуждении, любоначалии, симонии. Главная беда уже применительно к нынешней российской жизни – в разрушении нравственности народа. Совершенно новое явление мы имеем сейчас – отречение родителей от своих детей, например. Выход из кризиса у нас скорее превращается в мечту. Священноначалие РПЦ весьма мало озабочено возрождением нравственности народа, но больше печется о недвижимости, финансах, власти…

Вопрос из зала: Что делать с крепостным правом в РПЦ и как защитить своих священников прихожанам?
Ответ о. Павла: Опять нужно общение. Заговорить, поставить проблему публично, обсуждать. Слово на самом деле имеет немалую силу. Если же брать формальную сторону проблемы, то необходимо возвратиться от современного Устава РПЦ к Уставу, принятому на соборе 1918 г. Сейчас священника «разводят» со своей общиной (семьей) так же легко, как совершаются разводы в мирской жизни, но в данном случае здесь не действует ни право, ни любовь.

Следующее выступление было Давида Гзгзяна, где также прозвучали некоторые интересные мысли. Он затронул различие понятий общества, общности и общения.
Общество, по Бердяеву, это «судьба «Я» в мире разобщенности». Оно имеет либо нейтральное, либо даже скорее отрицательное значение по отношению к личности. Общность, наоборот, несет более положительный смысл, это союз личностного характера. Главное качество общности – располагать к себе. Давать место, создавать пространство, в котором человек чувствовал бы себя уютно. Сюда относится, в частности, родство (семейное). И - контекст творческих усилий как другой способ обретения общности (творческие, профессиональные объединения). С другой стороны, всякая общность неизбежно ограничена сама в себе. И во избежание кризисов внутри нее необходимо периодическое пополнение, расширение ее горизонтов, обновление. Наконец, общение создается особенным поведением – жертвой. Жертва создает пространство, на которое можно отреагировать адекватно опять-таки подобной же жертвой. Чтобы жить духом общения, приходится иногда взламывать дух общности, с одной стороны, но и ценить все накопленное положительное в ней, с другой. Христос как раз создал абсолютное пространство общения. Но чтобы в нем пребывать, важно продолжать дело Христа. Искал ли Иисус общности? – нет, Он искал общения. Его Церковь можно рассматривать и как общность, и как общение. Но если только общность, то в ней не окажется места жертве и истине, где жертва – образ присутствия истины. Опыт общения создается через жертву, и этот опыт доступен в том числе и тем, кто находится вне видимых границ Церкви. Но кроме общения, человеку также необходимо и одиночество, право на которое отрицают тоталитарные режимы. Заключение докладчика: есть три формы одиночества. В обществе – безопасная, в общности – комфортная, в общении – жертвенная.

Кое-какие социологические аспекты были затронуты в третьем выступлении Алексея Левинсона (Левада-центр). В обществах принято различать первичные формы сообществ (семья, круг друзей), вторичные (собственно общины; «общность» по Левинсону не термин) и третичные (государственные). Гражданские общественные структуры в современной российской действительности почти не возникают. Выживают только первичные (семейный бизнес, в частности), а также множатся формы третьего порядка, например, конфессиональные. Многие «записывают» себя в православные, которых оказывается у нас больше, чем христиан. Из них к причастию в храмы ходят около 7%, столько же, сколько и 20 лет назад. Гражданские же формы возникают только в экстремальных условиях, в случае несчастий. Примеры: Союз солдатских матерей, обманутые вкладчики (дольщики), инвалиды. Кроме того, широко расцвели криминальные сообщества, как раз в 90-е годы, когда были попытки создать гражданское общество. Ну и, наконец, высшая форма гражданского сообщества, какая только возможна – это пример Содружества малых братств, образованное не от отчаяния, а от чаяния, от надежды. Докладчик также отметил существование т. наз «сетей» как форм сообществ, где выживают люди благодаря знакомствам, знакомым знакомых в профессиональной сфере, бизнесе и т.д. Благодаря им многие люди держатся «наплаву». Но в госструктурах такие образования неизбежно приводят к коррупции.

На втором заседании было весьма живое выступление Натальи Игнатович (nat_i), которая рассказала об уникальном дореволюционном опыте православного братства, созданного помещиком Николаем Неплюевым.
.
Истоки братства произошли от размышления Неплюева о судьбах русского крестьянства после реформы 1861 года, которое оставалось по-прежнему весьма плачевным. Братство на основе сельскохозяйственной школы было им создано в 1889 году в Черниговской губернии и просуществовало даже до 1929 года. Сам Неплюев умер в 1908 году, а священник Александр Секундов, продолжавший его дело, был делегатом Поместного собора 1918 г. от Черниговской епархии. У братства был свой Устав, утвержденный непосредственно императорской властью, и священник для братства избирался из его членов и после утверждался правящим архиереем – случай, невиданный и уникальный для российской жизни когда бы то ни было!
Подробно о Неплюеве можно прочитать, например, здесь:
http://www.krotov.info/history/20/1900/1851neplyuev.htm
Кроме Натальи, вытупили протоиерей Александр Виноградский из Иерусалима (Иерусалимский Патриархат) и некто Теодор Шанин из США (на последнем фото крайний справа), видимо, историк (с ним после доклада вступил в оживленный диалог Юрий Афанасьев); оба иностранцы, говорящие с заметным акцентом. Убаюкивающий голос прот. Александра меня все время вводил в состояние борьбы со сном, тем более, что время было уже после устроенного весьма вкусного обеда там же, в библиотеке; в случае с Шаниным был меньший эффект, но похожий, так что содержание их выступлений мне изложить не удалось.
Завтра меня на конференции не будет, а послезавтра приду еще, может чего еще интересного услышу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments