pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Отрывок из книги

«Церковь постоянно находится в кризисном состоянии, и ее беда в том, что она редко сознает это».

«…Как мне кажется, новый фактор заключается в том, что христианское миссионерство, во всяком случае в традиционном понимании, попало под удары не только извне, но и изнутри. Одним из наиболее ранних примеров такой миссионерской самокритики был Шутц (Schutz 1930). Другое и еще более резкое осуждение миссионерства, во всяком случае в отношении того, как оно проводилось в Китае, исходило от Пэтона (1953 г.). Были и другие публикации подобного рода. Только в 1964 году появились четыре такие книги, все они принадлежали перу миссионеров: Р.К. Орчард «Миссионерство во время испытаний» (R.K. Ochard, Missions in a Time of Tasting), Джеймс А. Шерер «Миссионеры, убирайтесь вон!» (James A. Scherer, Missionary, Go Home!), Ральф Додж «Непопулярный миссионер» (Ralph Dodge, The Unpopular Missionary), Джон Карден «Безобразный миссионер» (John Carden, The Ugly Missionary). Ближе к нам (в 1981 году) Джеймс Хейсинг в миссионерском журнале охарактеризовал христианское миссионерство как «эгоистичную войну».

Одно только это побуждает и оправдывает размышления о миссионерстве как о богословском вопросе, постоянно стоящем на повестке дня. Если богословие – «отражение веры» (Т. Рентдорф), то одной из задач богословия является критическое рассмотрение миссионерства как одного из проявлений (какому бы извращению оно ни подвергалось на практике) христианской веры.

Сама по себе критика миссионерства не должна нас удивлять. Для христианина жизнь в состоянии кризиса – нормальная ситуация. В публикации, подготовленной для Международного миссионерского совета, собравшегося в Тамбараме в 1938 году, Кремер (Kraemer 1947:24) сформулировал это следующим образом: «Строго говоря, церковь постоянно находится в кризисном состоянии, и ее беда в том, что она редко сознает это». А надо бы, продолжал Кремер, учитывая «колоссальное противоречие между основополагающей природой (церкви) и ее существующим положением». Почему же тогда мы так редко отдаем себе отчет в кризисе и напряженном положении в церкви? ПО словам Кремера ответ в том, что церковь всегда нуждалась в «явных провалах и страданиях, чтобы стать полностью животворящей по своей природе и по своему призванию». Но ведь многие века церковь страдала очень мало, полагая при этом, что добивается успеха.

По подобию своего Господа церковь – если она, конечно, остается верна своему призванию – должна быть местом споров, «предметом пререканий» (Лк. 2:34). Ненормально, что в истории церкви было так много веков без кризисов. Теперь мы, наконец, вернулись к «нормальному состоянию», и мы это видим! И если во многих западных странах все внешне выглядит без кризиса, то это просто обман зрения. Надо также понять, что кризисная ситуация – это возможность стать поистине подлинной церковью. Японский иероглиф, обозначающий слово «кризис», представляет из себя комбинацию слов «трудность» и «перспектива» (или «обещание»). Так что кризис – это не отсутствие перспективы, а начало ее (Koyama 1980:4), точка встречи возникших трудностей и возможностей их разрешения, когда будущее еще не ясно, и события могут развиваться по-разному.»

Дэвид Бош, «Преобразования миссионерства» ( Transforming Mission, введение). СПб, 1997.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments