pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

Диалог о грехе и о душе

Состоялся у меня сегодня по скайпу с Вячеславом (olovo_z), который воспроизвожу ниже. Но прежде отвечу на вопрос в предыдущей записи: автор первого текста «Истина и красота» - Шрила Прабхупада, основатель известного Международного общества сознания Кришны.
http://www.hari-katha.org/svami/istina.htm
http://www.newjaipur.narod.ru/biograf.html

Многие, таким образом, верно почувствовали, что происхождение его из Индии, но приняли за буддистский.

[11:19:56] Вячеслав: Недавно в аське, один буддист задал такой вопрос - Если душа появляется у человека в момент зачатия, рождается он грешным по первородному греху, значит он получает при зачатии грешную душу уже? Я как-то растерялся и не нашелся, что ему ответить.
[11:23:38] Philipp: Интересный вопрос, который никогда не приходил мне в голову. Наверно, да, с зачатком греха. Как в 50-м псалме говорится: "Вот, в беззакониях зачат я, и во грехах родила меня мать моя".
[11:24:46] Вячеслав: То есть человек от Бога получает уже грешную душу?! Чё-то как-то и я задумался конкретно.
[11:27:40] Philipp: Весь вопрос в том, что значит "от Бога". Действует - человек в этом мире. Седьмой день творения, когда "Бог почил от дел Своих" - продолжается. Мир полон случайностей, непредсказуемых вещей, которые связаны со свободой. Поэтому я не склонен думать, что Бог непременно Сам творит каждую душу из ничего - ее свойства также наследуются от родителей. Я бы еще добавил - дух от Бога. А сама душа человеческая имеет высшую составляющую и низшую. У евреев, например, это называется «нефеш» и «нешама»: нефеш имеют и человек, и животные, и по нефеш человек родствен с остальными животными. А нешама – дух, который от Бога. Поэтому у ап. Павла имеем трехсоставное деление человека – см. 1 Фес. 5, 23.
[11:28:40] Вячеслав: Я читал, что при зачатии душу в человека вдыхает Бог, но тогда в чём же грех младенца?
[11:29:33] Philipp: Ни в чем личного греха нет, кроме т. наз. первородного. Он еще жизнь не прожил и не мог реально согрешить.
[11:30:33] Вячеслав: Христос не уничтожил ли первородный грех? Или он так и остаётся на нас? Если так, то тогда действительно все дети родившиеся уже грешники.
[11:33:05] Philipp: В этом смысле на Западе с раннего времени приветствовали крещение младенцев. Августин даже считал, что некрещеные младенцы Царства Божия не наследуют. На Восток крещение младенцев пришло позже, и там не было понятия "первородного греха". Но представление об изначальной склонности ко греху было.
[11:36:33] Вячеслав: Ага, вот так вот? А почему болеют дети, в том числе страшными врожденными заболеваниями, инвалидность с детства? Я ответил, что за грехи родителей наказание. На что знакомый мой буддист сказал, что за грехи такие, что такое чудовищное наказание? И опять я встал в тупик. Просто после того разговора, остался у меня неприятный осадок, но тем не менее, я бы хотел с ним продолжить беседу и ответить, а то получается я ушёл от ответов, вернее отделался общими какими-то фразами.
[11:39:26] Philipp: Бывает, что за грехи - ну у пьяниц или наркоманов какие дети рождаются? Они не виноваты в грехах родителей, но несут их последствия, такова наша биологическая природа. А бывает, что и без видимых причин - четкого ответа нет на этот вопрос и никогда не было. Но буддист также его не даст - скажет, что "в прошлых жизнях" душа согрешала, что опять-таки не приближает к реальности.
[11:41:41] Вячеслав: Во-во, он и сказал, что видать были грешниками в прошлой жизни, вот и отрабатывают карму. С их позиции всё логично, однако у нас прямого и ясного, логичного ответа нет. Кстати, поискал в сети, тоже, отвечают кто как может и понимает. Единого чего-то нет.
[11:42:51] Philipp: Логично - не значит реально. Вы помните себя "в прошлой жизни"? А нет, так и суда нет. Как я могу быть ответствен за грехи "прошлой жизни", если они мне просто неведомы?
[11:44:13] Вячеслав: Так и я сказал, но он говорит, что не дело вспоминать грехи прошлой жизни, нужно в этой не грешить, вот и получишь тогда в следующей жизни положение олигарха. Ну и т.д. Ерунда конечно же.

Вот что интересно и поучительно в подобных диалогах: что есть душа, как она рождается, об этом никаких четких представлений не было и нет. Самих себя мы не знаем, и рассуждаем в таких случаях как «сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Разумеется, образ и подобие Божие в человеке невыразимы – их можно только умственно созерцать в свете Христовом. Ориген как один из величайших христианских мыслителей, на мой взгляд, отчасти все-таки был прав в том, что что-то предсуществует и предшествует рождению каждого человека. Собственно не сама душа (тем более, что по библейскому мировоззрению часто по душой понимается весь живой человек), но индивидуальные дары Духа Святого, подающиеся в соответствии с особенностями личности каждого. Кто что думает по данному поводу?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments