pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

Дела текущие, дела церковные…

Вчера встретился с отцом Виктором Ковалевым из Читы. Он уже почти год пребывает в запрете, будучи запрещен еп. Евстафием «на десять лет» без права ношения подрясника. Он мне показал текст соответствующего Указа, а также письма: от командира войсковой части, которую о. Виктор окормлял; от зам. главы администрации Атамановского р-на, где о. Виктор служил; от учителей районной школы; от ветеранов-престарелых, от прихожан с несколькими десятками подписей (все, естественно, в поддержку о. Виктора и просьбой о смягчении наказания); ну и ответ секретаря епархии на письмо полковника, ком. части. Текст указа о запрете и ответ секретаря достойны увековечения, но, к сожалению, их невозможно здесь привести (повеяло чем-то не то Лесковским, не то от Салтыкова-Щедрина). Ключевая формулировка указа – «досаждение архиерею». Это как раз тот самый предельно расширительный случай толкования «досаждения», о котором писал прот. Павел Адельгейм:

”Если глагол «досадити» понимать в древне-славянском смысле «бити» - «того бивше и досадивше ему, послаша тща». «Емше рабов его, досадиша им и убиша их». «Досаду ударений терпя по ланитам», - то в Ап.55 и Ап.56 можно видеть симметричный 27-му правилу запрет клирикам бить епископа, а причту-бить клириков. При таком прочтении канонические правила организуют единое правовое пространство, поставив весь народ Божий в равноправное положение перед законом: никто из народа Божия не смеет бить другого независимо от своего иерархического положения в Церкви.

Придавая славянскому глаголу «досадити» современное звучание в русском языке «обидеть», «огорчить», епископ Никодим Милош разрушает эту правовую симметрию. Если епископу запрещается только физическое насилие над паствой, то клирики и миряне не должны «огорчать» епископа. Толкование еп. Никодима заменяет объективное право субъективной оценкой, не поддающейся правовому анализу. Правовое понятие подменяется моральным переживанием. Лишённое квалифицирующих признаков переживание «огорчить» попускает любой порок воли и создаёт неравноправное положение народа Божия перед законом в едином каноническом пространстве Церкви. Ни каноны, ни Устав РПЦ не защищают клириков и мирян от злоупотреблений исполнительной власти епископа: превышения власти, необоснованных взысканий и незаслуженных обид, унижения их чести и достоинства. Действующий Устав РПЦ ничем не ограничивает дисциплинарное право епископа и не предусматривает контроля за мерой налагаемых им взысканий кроме Ап.27. Устав РПЦ 2000 :

1. не ограничивает конкретным сроком действие

дисциплинарных взысканий епископа. Неопределённое понятие «временное» запрещение и отлучение, не ограниченное допустимым сроком, на практике превращается в „пожизненное» запрещение и отлучение. Высшая мера наказания применяется без суда.

2. не ограничивает административное право епископа

перечнем конкретных проступков, за совершение которых клирик подвергается административным взысканиям.

3. Не указывает формальных признаков, отличающих поступок клирика от проступка Любой поступок, который вызовет его досаду, епископ волен осудить как преступление.

4. не указывает критерия для оценки взаимно однозначного

соответствия между тяжестью вины и мерой прещения”.


Кто не в курсе, поясню еще насчет о. Виктора. Он построил великолепный храм в пос. Атамановка Читинского р-на. А еще лет 7 назад служили в бывшей полуразвалившейся бане. Создана сильная община, воскресная школа, окормлялись соседние села района. И вот, в прошлом году следует распоряжение епископа, чтобы о. Виктор сменил своего собрата о. Виктора Пепепичку в соседнем поселке Новая, а Перепичку отправляет в Карымскую, за 100 км от Читы. Перепичка – сердечник, перенесший уже неоднократно инфаркты. Со «скорой» он попадал уже в больницы. И вот, из Новой, находящейся примерно в 40 км от Читы, «скорая» еще может доставить в Читу такого больного, а из Карымской – нет (ну и сын его, учащийся в Чите, ездит из Новой на электричке; из Карымской никак не наездишься!). И там вообще все запущено, и приход о. Перепичке с его здоровьем придется с нуля создавать. О. Виктор Ковалев поглядел-поглядел на месте и, естественно, отказался сменять о.Перепичку. Тем самым он спас своего собрата от гибельной ссылки, но пострадал сам…

О. Виктор по-прежнему надеется на возвращение к служению, прихожане его неизменно поддерживают материально, за их счет он в Москву и съездил… Еще не решился он, подавать ли о себе знать в Управление делами Патриархии, – не все необходимые бумаги у него на руках.

Предыдущий запрещенный священник из этой же епархии, приезжавший в Москву, о. Владимир Головков, месяца три назад обращался, и по словам о. Виктора, ему что-то пообещали (типа: если придется поехать на Камчатку, - согласны? ), сейчас он ждет решения.

Интересная одна деталь, сообщенная о. Виктором… После отстранения о. Виктора Ковалева приехал благочинный (он же вышеупомянутый секретарь, игумен Димитрий Елисеев) и провел приходское собрание, на котором объявил о решении архиерея. Благочинный, уже после запрета о. Виктора, пытался его уговорить принять распоряжение епископа, дав понять, что еще возможно его возвращение к служению, со словами: «все равно здесь все развалится». А общий вывод его по проведении приходского собрания был примерно таким: «зажирели тут»… Кстати, не так давно он сам попал под немилость епископа, - он, служивший верой и правдой архиерею и нескольких священников подведший под запрет! Теперь он в почетной «ссылке» в Агинском и уже не благочинный.

В общем, до возрождения приходских общин как основы церковной жизни пока как до Луны. В самой Москве в этом плане ничего не меняется тоже, увы. Недавно был разговор с одним из московских викариев, который подтвердил: Святейший отдает многоштатные храмы под настоятельство своим приближенным. Так произошло и с Царицынским приходом, откуда я вынужден был уйти по поставлении настоятелем прот. Олега Корытко. В принципе, такая практика типична для светской жизни: новый руководитель подбирает новую команду и расставляет ее членов на ключевые посты. Но в данном случае, к сожалению, все делалось пока без учета специфики каждого прихода, тем более, что Царицыно как раз отличалось от многих других храмов крепкой многолетней разветвленной общиной, функционирующей уже почти 20 лет, тогда как новопоставленный настоятель никогда никакого отношения к ней не имел. Сейчас уже два месяца все находятся в напряженном ожидании чего-то нового. «Немая сцена» «Ревизора» Гоголя, как выразился один из пономарей храма: после прибытия нового чиновника все застыли в неподвижности и пока не могут сдвинуться с места… Новый настоятель поневоле стал заложником всех происшедших перемен: как я узнал сегодня, доход храма существенно упал; работницы всех киосков получили распоряжение закрываться не в 6 вечера, как было раньше, а по окончании вечерней службы. Вынужденно пошли на сокращение правого клироса: с 12 человек до 8. Регент вспылил, резко не согласившись с данным решением, и подал заявление об уходе, надеясь, видимо, повлиять на решение. Но заявление регента было удовлетворено… Некоторые называли его шаг глупостью, поскольку теперь под угрозой дальнейшего пребывания стал весь хор. Но, ставя себя самого на место регента, мне очень понятна его реакция: пели 12 человек, четырем из них отныне нужно сказать «до свидания», так сказать… Но кому? Все пели с самого начала; нельзя, допустим, выделить кого-то лучшего, кого-то худшего, и на каком основании одних оставлять, других удалять?... И как смотреть в глаза тем, кого удалять?..
А о. Олег вынужден чисто по-администраторски идти на минимальные контакты со всеми окружающими и никого ни о чем не ставить в известность. Возрождения общины в таких условиях явно не получится. Многие говорят: теперь будет, «как у всех» или « как везде»…

P.S.: Запись делаю открытой, но прошу не копировать этот текст нигде, ни полностью, ни частично.

P.P.S.: Нет, все-таки только для друзей оставляю. Вдруг надежда о. Виктора на умилостивление Евстафия, к которому он все-таки хочет еще раз пойти, исполнится? Это иллюзия, конечно, но чудеса иногда случаются. А тут моя запись воспрепятствует... :))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments