pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Categories:

И нет этому конца…

Смотришь каждый раз, допустим, рассылку тем на новокураевском форуме. Или отвечаешь на вопросы, присылаемые сайту «Православие и мир». И из года в год, изо дня в день читаешь одно и то же, одно и то же: «Правильно ли?», «Неправильно?», «Можно?», «Нельзя»?, «Грех ли это?», «Не грех ли?». Нет, я нисколько не порицаю тех, кто задает такие вопросы. Прекрасно понимая, что задающие уже как правило запуганы нашей церковной средой, нашими батюшками или владыками, по всякому поводу стращающими наших неопытных и неискушенных прихожанок (мужчины как правило гораздо меньше заморачиваются подобными вопросами, но потому их меньше гораздо в храмах, и русская правиславная среда по-прежнему обречена оставаться женской: женщины более склонны к обрядовой, внешней стороне религиозной жизни… или я не прав?). Вот интересно: когда-нибудь это выветрится из нашей приходской реальности? Нет, на наш век хватит точно и останется еще на последующие поколения. Но вот в дальнейшем?...

Ну вот, например, только вчера отвечал 39-летней Л., написавшей:
Как правильно смотреть трансляцию службы по телевизору? Например, когда сам не можешь на ней присутствовать или трансляцию службы из другого временного пояса. Стоять нужно или можно сидеть? Нужно ли креститься, также как и когда присутствуешь на службе в Храме? Что делать, когда возникает желание и порыв перекреститься? Во время просмотра службы дома нет возможности полностью сосредоточиться, отвлекает и домашняя обстановка и домочадцы, особенно если они еще не воцерковлены (к сожалению).

Еще одна задала следующий вопрос:
Здравствуйте! Подскажите мне, пожалуйста, грех ли воскресенье проводить в кругу семьи, на природе или просто гуляя по парку, т.е. культурно отдыхая. Не грех ли сходить в магазин за покупками? Когда приходит воскресенье, я не знаю, что мне делать. В церковь идти не всегда есть желание. Целый день в молитве для меня сложно провести. Знаю, что ничего не делать тоже нельзя. И что делать я не знаю. Подскажите мне как быть. Порой хочется отдохнуть в этот день или помочь близким. Но мне все время кажется, что отдых это грех. Заранее большое спасибо!

Сегодня опять читаю, уже на кураевском форуме:
Часто у паломников возникают вопросы во время поездок:
Можно ли окунаться в Святой Источник после Таинства Соборования и после Таинства Причащения?


А вчера там же отвечал на вопрос некой Оленки: «Грех ли купаться в Мертвом море?»
Будучи в паломничестве в прошлом году, она услышала от других, что нельзя категорически и что те, кто купались, получили от своего священника по епитимье. После этого не мудрено ли, что появляется бесконечно число вопросов по самым разным бытовым поводам? Ведь сколько людей, столько и ситуаций и их вариаций, а на все случаи жизни никогда не будет четких и однозначных ответов. Их просто и не может быть, поскольку по второстепенным ситуациям всегда будут разномыслия, в том числе среди священников, и человек в каждом подобном случае призван решать сам и только.

Вообще я писал уже по подобным поводам. И даже предлагал мою статью сайту «правмир.ру», и вроде обещали опубликовать, но все повисло почему-то…

«…Естественно, что проекция на Бога своих собственных опасений, страхов, ожиданий, взятых из обыденной жизни, начиная с детских лет, может сильно сказываться на духовной жизни в целом, на общем поведении человека. Кроме того, многое зависит от воспитания и окружения, особенно когда человек по характеру легко внушаем, – он быстро впитывает в себя, как губка, всевозможные околоцерковные суеверия и сам может впоследствии стать их разносчиком. У людей с высшим светским образованием и общим неплохим культурным багажом может присутствовать большая доля здравомыслия при их воцерковлении, и они реже с опаской задают священнику вопросы: «а вот это грех? не грех?», чем люди менее образованные, но больше подверженные суевериям. Но случается, что и люди с вполне солидным светским культурным и научным прошлым заражаются этим вирусом боязни совершения греха. И происходит это с ними по разным причинам, но не в последнюю очередь от того, что слишком буквально и без рассуждений принимается евангельский призыв «отвергнись себя» или слова апостола Павла и святых отцов о «плотском мудровании» в противовес рассуждению духовному. И слишком доверчиво бывает отношение таких людей к тому, что пишется в разных книжечках, распространяемых в приходских и монастырских лавках, или к любому слову первого попавшегося священника. В результате это «плотское мудрование» лишь еще больше умножается, в геометрической прогрессии, причем до того, что любой здравомыслящий атеист или агностик только отшатнется от таких проявлений «веры». Интеллект и логическое мышление, допустим, не всегда впрямую применимы для уразумения богооткровенных догматов веры, но в случае познавания окружающей действительности, в том числе церковной, в частности, на предмет соответствия мнений отдельных людей новозаветному учению о грехе, просто никак не помешают! «Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и, однако ж, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности» («Древний патерик», гл. 10). В общем, обретая веру, нельзя терять голову! Иначе есть риск в конечном счете потерять и то, и другое…

Помимо рабского страха перед Богом, воспринимаемом как неумолимого Судию, будто бы подстерегающим любой наш неверный шаг, любую оплошность с тем, чтобы разом припомнить нам все на Его последнем Суде, есть еще другая проблема среди верующих – объективация и универсализация понятия греха, взятого, однако, чаще всего в субъективном смысле, в ту меру, в какую каждый верующий грех оценивает. К примеру, интернет-форумы периодически пестрят разными дискуссиями по поводу того, грех ли слушать рок-музыку, грех ли заниматься спортивными и прочими танцами и т.д. И подобным спорам среди православных зачастую несть конца и числа. Это неудивительно, поскольку все это относится к субъективному восприятию греха и к личным вкусам, обусловленным воспитанием с детства и внушением определенных авторитетных для верующего людей, а о вкусах, как известно, бесполезно спорить. Здесь надо просто уяснить себе, что есть в общественной жизни многие явления (это касается хотя бы разных мирских профессий), которые не укладываются в эту дуалистическую схему «грех-не грех», и нет и не может быть в данном случае однозначных ответов. Очень многое в поступках людей, нам не понятных, вытекает из их намерений, но как лично я могу судить об этих намерениях адекватно? Верно, что в современной секулярной цивилизации понятие греха может быть сильно размыто либо просто отвергаемо. Но также верно и то, что эта отрицательная общественная реакция на понятие греха выработалась именно в ответ на внутреннюю несвободу, ханжество, фарисейство, иудейское буквоедство с казуистикой и многие другие малосимпатичные черты околоцерковного быта, корни которых уходят в глубину веков и ветхую человеческую природу.»


А ведь кто-то из древних отцов (кажется, Августин) выразил предельно простую мысль: «ЛЮБИ И ДЕЛАЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ». Разумеется, до этого надо дорасти. Но если забывать о главной цели, любви, тогда и во всем остальном верующий так или иначе потерпит внутренний урон, поскольку его дом будет построен не на камне веры и любви Божией, которая «никогда не кончается» (1 Кор. 13, 8), а именно на песке всевозможных правил, которые сами же люди придумывали, которые зачастую противоречат друг другу так, что в них можно увязнуть и никогда уже не выбраться из этой трясины.

Но вот напишешь обо всем этом… И все возвращается на круги своя. Вчерашняя прихожанка, которую я в очередной раз успокоил, завтра придет с новым вопросом или напишет еще что-нибудь о своих сомнениях. Вопрошающие зачастую подсознательно понимают, что мой тип ответа не соответствует их ожиданиям – им нужно сказать конкретно: «Вот так!». Или: «это не грех», «а вот это грех». Чтобы не дай Бог им в следующий раз не нарваться на какую-нибудь очередную епитимью от священника или окрик от церковной старушки.

Кроме этого, может, некоторым так проще жить, чтобы каждый раз их тыкали носом?... Но ведь это вовсе не христианская жизнь, Христу здесь места совсем не остается. «Возьми крест свой и следуй за Мною…». Воистину, свобода во Христе и есть крест, от которого многие бегут. Но наше время плюрализма, время разномыслий в церковной среде включительно фактически принуждает нас к личной ответственности, личному дерзновению в принятии различных решений. Иного просто не дано!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →