pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Category:

О молитве с еретиками

Если современные борцы против экуменизма так упорно хотят держаться правила НЕ МОЛИТЬСЯ с еретиками, то тогда по большому счету им не следует ходить и в православные храмы! Поскольку там очень много либо начинающих, не сведущих в догматике, неправильно исповедающих Святую Троицу, либо находящихся еще НИЖЕ состояния ереси, ибо пребывающих в различных языческих суевериях и не читавших даже само Священное Писание. Это суровая правда жизни, как правда и в том, что многие еретики-протестанты по своему исповеданию веры во Христа находятся выше многих номинальных православных.
Возражение на это может найтись следующее. Инославные христиане не признают истинность нашего православного исповедания и так или иначе противятся ему, тогда как приходящие в наши храмы пусть и номинальные, невоцерковленные православные по факту крещения все-таки стремятся приобщиться к церковной полноте и не отвергают все то, чему учит наша православная Церковь. Однако и это может быть легко оспорено. Держащиеся всяких нелепых народных суеверий тоже могут противиться в той или иной степени церковному учению, поскольку держатся за эти языческие пережитки. "Ты, батюшка, хорошо говоришь, красиво, но молодой еще, жизни не знаешь, и в семинариях вас не всему научить могут... А нас ТАК учили, и ТАК было до нас". Если же не противятся глухо доводам священника, то все равно многое не вмещают из православной догматики, так или иначе. И могут сказать откровенно: "у меня своя вера". То есть, как выразился один религиовед-скептик из оппозиционеров нашему православию о таких "прохожанах" православных храмов, "У каждого из них, как правило, свое представление о христианстве (как учении и мировоззрении). Это представление основано на разрозненных исторических и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках (так, многие знают народные приметы, связанные с датами церковных праздников). Обычно они имеют слабое представление о церковном учении и догматах, а также о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей и три-четыре афоризма из Нового завета: "Бог есть любовь", "Не судите, да не судимы будете" и т.п. Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими источниками, а также с нехристианской исторической, философской и эзотерической литературой (и понимают под христианством свои философско-этические воззрения, сформированные осмыслением такой литературы)". Соответственно, и стиль, и дух молитвы у этих людей свой, отличный от православного. Вообще-то у каждого приходящего на исповедь к священнику батюшке следовало бы иной раз и поинтересоваться, знает ли пришедший Символ Веры (в самом чине исповеди предполагается, что пришедший и должен прочитать его). Но это вряд ли кто делает, да и мне самому приходят об этом мысли только вне храма, но никак не у аналоя...
А поскольку устойчивых церковных общин в наше время в городских приходах почти и не встретишь ("едиными устами и единым сердцем" славить Христа или быть "единомыслием исповемы" возможно именно при наличии дружной храмовой общины, где все друг друга знают и молятся друг за друга), то и получается, что на службах в больших храмах у нас чаще всего нет вовсе единства в молитве. И его может быть еще меньше, нежели оно могло бы быть между искренне верующими православными, католиками или протестантами. Неоднократно можно было слышать примечательные отзывы от разных людей: "Я не могу молиться, когда много народу... Душно, толкотня, суета. Люблю приходить в храм, когда никого нет". Характерная черта современного индивидуализированного благочестия, фактически вынужденного и во многом даже оправданного! Только ведь наедине с Богом можно быть везде - для этого вовсе не обязательно приходить в храм... А отзывы такие именно потому, что нет у нас часто подлинно соборной и единодушной молитвы, да и быть ей невозможно просто. И часто стороннему наблюдателю видится не дружная община в молитвенном единстве, а суетливая толкотня в толпе.
Такое положение могло быть, и было, скорее всего, и в древней Византии, уже после периода гонений (и наоборот, дружные и устойчивые общины существовали именно в условиях гонений). Впоследствии стали строиться храмы уже не для дружных общин семейного типа, а для торжественных многотысячных собраний, особенно во главе с византийским императором в Константинополе... В конце концов, и тогда сосуществовали тоже разные уровни воцерковленности и участия в общинах, начиная с оглашенных; кроме того, было 4 вида отпавших от Церкви. Но уж во все времена еретиков в ее лоне было куда больше, чем строго православных: отлучали от общения наиболее заметных и известных среди них. И вообще, как удачно однажды выразился архимандрит Софроний (Сахаров), "Никто не смеет назвать себя православным в строгом, абсолютном смысле слова, ибо быть православным означает знать Бога таким, каков Он есть, и служить и поклоняться Ему достойно Его святости". И в этом смысле мы все без исключения в пути, в научении, и первый признак духовной прелести считать себя уже достигшим и познавшим. Но об этом я уже писал ранее: "Если ересь есть грех, то любой грех есть ересь"
http://pretre-philippe.livejournal.com/7702.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments