pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О Родине и ее предателях

Нижеследующие мысли навеяны дискуссией, которую с упорством хотят навязать некоторые «православные сталинисты» и вообще часть патриотически ориентированных православных. Ну типа того, что отрицать значимость Сталина – значит умалять значение великой Победы в Отечественной войне и лить воду на мельницу масонов, бандеровцев, власовцев и т.д. (нужное вставить и подчеркнуть).

Кто вообще такие предатели, кого считать предателями Родины и за что? Вопрос весьма скользкий и неоднозначный. К тому же, для начала не мешало бы определиться в терминах и смыслах.
Есть люди вообще без каких-либо принципов и убеждений, плывущие по течению, идущие по пути наименьшего сопротивления. Сегодня им выгодно прославлять кого-то из политических деятелей, а завтра конъюнктура изменится, ветер подует с другой стороны, - они, соответственно, заговорят по-другому. И предадут то, что они провозглашали до этого. Вот такие люди легче всего становятся предателями в самом широком и разнообразном смысле слова. Идеи, ближних, с кем они объединялись в сотрудничестве, самих себя…, ну и той же Родины, в конце концов, в верности которой они клялись и клянутся. Есть, правда, среди них люди, не имеющие своей собственной позиции и легко внушаемые со стороны. С них бесполезно что-то спрашивать, они не ответственны за свои слова – уж такие, какие есть. Но и с первых в общем-то тоже много не спросишь. Такова уж земная, непросветленная человеческая природа, согласно поговорке: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». В том числе, и где выгодней.

Совсем другое дело те, которые имеют свои оформленные убеждения, свои представления о Родине, о ее благе и о путях его достижения. И не собираются от них отказываться. Здесь возникает проблема разномыслий, которые неизбежны, поскольку соображения о благе Родины, о государственной пользе у каждого могут быть свои. Наиболее политически активные люди в таких случаях объединяются с единомышленниками в партии, пытаясь озвучивать свою позицию публично, влияя на общественную жизнь прямо или косвенно. Так вот, если они последовательны в своей позиции, их никак нельзя назвать предателями со стороны их политических оппонентов, поскольку признака предательства просто не существует. Если их позиция четко не просматривалась ранее, до каких-то конкретных действий или заявлений, нельзя аналогично (это будет некорректно, по крайней мере). Ну и даже если позиция кого-то менялась, тоже нельзя во многих случаях, поскольку все зависит от мотивации, от тех корней, которые обусловили перемену позиции и поведения человека, и тут – кто судьи?.. Ведь перемена позиции, смена мировоззрения часто бывает вполне естественной и органичной, обусловленной ростом и достижением большей зрелости.

Понятие предательства часто несет в себе весьма субъектиный, произвольный и эмоционально-осуждающий оттенок. Кто предатели и в каких случаях, если представления о благе Родины и государственной пользе у разных людей могут быть диаметрально противоположными? Александра Невского, к примеру, пошедшего на компромисс с Ордой, многие его современники вполне искренне считали предателем. История, однако, рассудила несколько иначе. Пример из Писания, уж совсем классический: блудница Раав посодействовала захвату города Иерихона израильтянами, предопределила его падение. С точки зрения жителей Иерихона она безусловно была бы предательницей, и, однако, ее имя увековечено в Библии отнюдь не в отрицательном смысле. А христианские мученики времен Диоклетиана, стремившегося обеспечить организационное и идеологическое единство дряхлевшей империи и немало поспособствовавшего ее укреплению? С точки зрения тогдашних патриотов Рима вполне могли быть расценены предателями.

Проблема еще осложняется тем, что у нас привыкли отождествлять Родину и власть. А ведь это далеко не одно и то же. В конце концов, «С чего начинается Родина»?

С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.


Это банальные, в общем-то, истины, выраженные самым что ни на есть советским поэтом Матусовским, гораздо ближе к пониманию Родины, чем тысячи провозглашенных или написанных высокопарных слов о ней.

Власть тогда соответствует понятию Родины, если она ей служит, но не самой себе. Когда она обеспечивает безопасность любого своего подданного, независимо от его социального статуса. Когда претворяет в жизнь законы, охраняющие каждую личность и обеспечивающие ее неприкосновенность. В противном случае она сама предает эту Родину, где живет столько разных по мировоззрениям и непохожих друг на друга людей; когда делит людей на своих и чужих, по классовому, расовому, религиозному, идеологическому и любому другому признаку. Последнее случается куда чаще, между прочим, поскольку власть вообще легко развращает, как и большие суммы денег, как свидетельствует Евангелие. Но понятие Родины может быть абстрактным, как и понятие человечества, которое весьма легко любить, но при этом тяготиться от любого конкретного человека, с которым сталкиваешься в повседневной жизни, а может иметь вполне конкретное содержание, которое имеет смысл и может быть плодотворным и результативным. Родина – это твои ближние, это люди, встречающиеся на твоем пути там, где ты родился, вырос, благодаря которым вошел в жизнь и стал человеком, обрел самого себя. Служишь своим конкретным ближним, здесь и теперь, – служишь Родине, причем без всяких лишних и высокопарных слов. Предаешь своих ближайших друзей – предаешь ту же Родину, начиная с самого себя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →