pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Один из парадоксов христианской жизни...

...выражен в сегодняшнем календарном чтении 1-го послания Иоанна.
С одной стороны:
Если говорим, что не имеем греха, -- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас
(конец главы 1-й).
С другой:
"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: ""я познал Его"", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал"
(гл. 2-я).

Итак, настоящее состояние любого человека - грешное (если говорим, что не имеем греха обманываем самих себя). С другой стороны, поставлена цель: чтобы мы не согрешали, чтобы соблюдали заповеди Христа. Понятно, что Иисус без греха. И если мы соблюдаем Его слова и заповеди, поступая так, как Он поступал, то любовь Божия воистину действует через нас, мы Его орудия, инструменты мира, и уже не мы живем, но живет в нас Христос. Реальная эта цель или призрачная?
С точки зрения автора Слова - безусловно, реальная. Но если мы станем говорить после некоторых проделанных успехов, что не имеем уже грехов, то можем снова впасть в самообольщение, в самообман. Ибо если мы реально в Боге, во Христе, то, конечно, не имеем греха исключительно силой Бога, а не нашей собственной. Наше природное "я" как было склонно к грехам, так и остаётся. Как только начинаем приписывать достигнутые успехи самим себе, поддержка Бога пресекается, благодать оставляет нас, мы становимся предоставлены самим себе и в очередной раз падаем.
Здесь еще можно вспомнить важный элемент в богословии Иоанна - о рождении свыше (гл. 3 ев. от Иоанна). Школьное последующее богословие привыкло относить эти слова исключительно к крещению. Но вся и церковно-общественная последующая практика, и личный опыт свидетельствуют, что после крещения человек не становится безгрешным и идеальным. Да, если к нему человек долго готовился, в страхе и трепете перед величием таинства, крещение приносит качественно новые плоды. С другой, получается, что если он по-прежнему грешит, то рождения свыше в общем-то и не произошло! Или же тогда надо понимать это рождение не как одномоментный процесс, привязанный только лишь к принятию крещения, но как длиной всю оставшуюся жизнь, когда само водное крещение - лишь начало этого процесса. И физическая смерть христианина, получается, тогда является очередным важным звеном, рубежом в этом рождении свыше, после которой он в уже буквальном смысле перестает грешить, он уже не способен к этому! В любом случае этого рождения свыше важно захотеть, поверив, что ветхий человек может быть вытесняем новым; он может "дремать" внутри каждого, но как важно не дать ему преобладать и командовать собой.

Кстати, можно вспомнить и преп. Макария Египетского, писавшего на эту же тему (беседа 14-я):
"...Будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека, и ныне еще облек нас в небесного Христа; и таким образом, в радовании, Им путеводимые, пребудем в великой тишине. Ибо Господь, желая, чтобы вполне вкусили мы царствия, говорит: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5). Но и чрез Апостолов просветил Он многих. Сами, будучи созданиями Божиими, они подобных себе рабов воспитывали к тому, чтобы каждый стал братом и сыном Христовым, совершил нечто преимущественное пред прочими людьми, то есть, освятил самое сердце, самый ум, и помыслы устремил к Богу. И таким образом, Бог сокровенно подает сердцу жизнь и помощь, и вверяет ему самого Себя. Ибо, когда человек сокровенное свое, то есть ум и помыслы предает Богу, ничем иным не занимаясь и не развлекаясь, но сдерживая себя всеми силами; тогда Господь сподобляет его приступать к Таинствам в святости и в гораздо большей чистоте, и Себя самого дает ему в небесную пищу и в духовное питие.

4. Как человек, который приобрел большое имение, имеет рабов и детей, иную пищу дает рабам, а иную собственным своим детям, родившимся от семени его, – потому что дети наследуют отцу, и, будучи подобны отцу своему, едят с ним вместе: так и Христос, истинный Владыка, Сам все сотворил, и питает лукавых и неблагодарных; чад же, которых породил от семени Своего, которым уделил благодати Своей и в которых вообразился Господь, преимущественно пред прочими человеками питает собственным Своим покоем, Своею пищею и снедию, Своим питием, и Себя самого отдает им, пребывающим в общении с Отцем своим, как говорит Господь: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 5, 56), и не узрит смерти; потому что имеющие истинное наследие, как сыны, рождены от Отца небесного, и живут в дому Отца своего, как говорит Господь: «раб не пребывает в дому, сын же пребывает во век» (Иоан. 8, 35).

5. Посему, если и мы хотим быть рожденными от небесного Отца, то преимущественно пред прочими людьми должны показать рачение, усилие, ревность, любовь, доброе житие, пребывать в вере и в страхе, как желающие достигнуть толиких благ и стать наследниками Божиими. Ибо «Господь часть достояния моего и чаши моея» (Псал. 15, 5). И в таковом случае Господь, видя благое произволение и терпение, сотворит милость Свою, очистив нас словом небесным, и мертвенные и растленные помышления оживотворяя и восставляя прекрасным житием и учением Апостолов. Одна тварь питает и животворит другую тварь, как семена пшеницы или ячменя питаются и животворятся, когда повелено сие, облаками, дождем и солнцем, которые также суть твари. Но как есть свет, входящий окном, солнце же изливает лучи на целую вселенную: так Пророки были светилами для собственного только дома – для Израиля; Апостолы же послужили солнцами, освещающими всех, во всех частях мира.
Tags: богослужение, высокое богословие, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments