pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Про неофитство и "будьте, как дети"

Отпраздновали Рождество...
Вспоминали в том числе, как Иисус прошел через все стадии человеческого развития, начиная с крохотного младенчества (еще одно напоминание об этом - только что прошедший праздник Обрезания, замыкающий Рождественские дни). В общем, Бог не постеснялся пройти такое скромное, если не сказать, униженное человеческое состояние, подчинившись всем правилам человеческого общежития, в котором ты полностью, всецело зависишь от других, когда о тебе постоянно заботятся, оберегают, охраняют, пеленают, кормят грудью или из соски... Не об этом ли в том числе напоминал Иисус в проповедях, когда говорил, что если не обратимся и не будем как дети, не войдем в Царство Небес?
Ясно, что к тому детско-девственному состоянию возврата ни у кого не будет в буквальном смысле. В одну реку нельзя войти дважды, да и совсем не нужно. Этого Иисус и не требует. А вот что-то ценное из того, что всегда напоминает нам о тех младенческих годах, когда каждый раз мы сами смотрим на младенцев, выносить всегда нужно. Младенцы могут быть капризными, вредными, настырными - не грудные, а начиная, допустим, с двух лет, и не это подразумевается в Евангелии. И понятно, что такими младенцами нужно быть на злое, как предупреждал ап. Павел, а умом стремиться к совершеннолетию (см. 1 Кор. 14: 20). А ценное у младенцев то, что они быстро забывают обиды, не помнят зло, быстро прощают и снова готовы доверять другим, даже если их в следующий раз могут снова подвести или обмануть. Они не стесняются своей зависимости от других, но воспринимают её как должное, естественное состояние.

Но есть еще одна пора, весьма напоминающая это младенчество, через которую многие могут проходить в юношеские или даже зрелые годы. Это неофитство. Обретение веры, вступление в Церковь, когда всё вам кажется светлым, новым, прекрасным, к чему вы могли прийти после испытания духовного кризиса или же постепенно, вследствие возникшего любопытства или интереса. Вы пробовали молиться и даже буквально и подчас наивно воспринимали некоторые рекомендации Евангелия? - но ваши просьбы удивительно быстро и чудесным образом исполнялись! Вы могли иной раз "горы свернуть", не в буквальном смысле, но всё же... Вы слышали, что в церковной среде далеко не все ладно, что она "прогнулась" под власть (тогда советскую), что иерархи в подавляющем большинстве были повязаны с КГБ, что хорошие священники преследовались? Но вас это не слишком смущало, не пугало. Да, мы были наивны в то время и на многое смотрели сквозь "розовые очки". Но сколько было энергии, откуда она бралась?... Чтобы часами выстаивать службы (всенощные, которые тогда могли длиться часа четыре или больше, поскольку из неофитского же пыла многие молодые и священники, и прихожане стремились осуществить всё "в полноте", "по уставу"), а молодым священникам, чтобы выслушивать каждого, приходившего на исповедь или просто беседу, по полчаса или часу, а уходить вечером из храма после 10, а то и ближе к полуночи? Да, к этой поре церковной жизни 90-х уже нет и не будет возврата, но разве что-то хорошее и ценное не стоит припомнить, и, быть может, попытаться возвратиться к этому на новом витке жизненной спирали? Многие, успев походить в то время в "розовых очках", поспешно сменили их на мрачно-тёмные. Приходилось наблюдать за некоторыми пишущими в том же Живом Журнале, которые лет за восемь-десять на глазах проэволюционировали от строгого и даже категорично настроенного православия к полному вольнодумству или отрицанию всего, с чем они были связаны раньше, а то и с открытыми признаниями, что они больше не христиане, не верующие и вообще всё это самообман и коллективное помешательство.

Но у таких людей хочется иной раз спросить: а почему вы решили, что ваше нынешнее состояние более приближено к истине, чем оно было тогда? Допустим, вы многого не знали, что знаете сейчас, ну и что из этого следует? Из того, что вы сейчас знаете больше в сравнении с тем, что знали раньше, доля этого истинного знания в любом случае бесконечно мала по сравнению со всей возможной полнотой знания, поскольку, если даже не брать в расчет Бога, то мир бесконечно разнообразен, как и люди в нем. Да и самих себя мы часто понять и познать как следует не можем. И к тому же не зря писал Екклесиаст, что во многом знании много печали, и умножающий познание умножает скорбь. Понятно, что это не против знания как такового, но просто выраженный опыт долгой жизни. Но кроме голого знания и логики, есть много чего ещё. Есть творческая интуиция, есть любовь, в конце концов, в ее многообразных видах и проявлениях. Младенец не столько знает, сколько по-своему любит, пусть даже эгоистично. Неофит тоже многого не знает или о чем-то только догадывается. Но любовь и доверие к жизни и промыслу Бога перевешивают голые знания и факты с их многочисленными оценками. Не это ли вместе с верой в разных её проявлениях двигает историю отдельных людей и целых сообществ, позволяя им жить дальше, часто не благодаря многому окружающему, но вопреки ему? Об этом стоит задумываться периодически. О самих себе, какими мы были раньше, в детстве, юности, как избавлялись от иллюзий, как набирались опыта... Но наиболее плодотворное развитие получается не тогда, когда мы категорически и радикально разрываем с прошлым, а когда просто вырастаем из него, беря оттуда всё лучшее и ценное. Церковные люди - из светской жизни, отошедшие от церкви - из своего же церковного прошлого и т.д. И в том числе из детства важно уметь брать всё лучшее, для начала припоминая его и переосмысливая.

А навело написать эти строки, представьте себе, вот это признание молодого человека. Пусть оно в чем-то наивное и неофитское, но думаешь: а вот побольше бы таких неофитов было!.. И дай Бог таким не удариться в другую, противоположную крайность со временем, когда люди берутся сжигать то, чему поклонялись раньше.
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments