pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Кесарево" и "божие" в церковной среде

На тему сегодняшнего евангельского календарного чтения (Лк. 20: 19-26), где предлагается отдавать кесарю кесарево, а божие Богу, можно, помимо известного исторического контекста, заметить следующее.
Как писал апостол Павел, "вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7: 23). С другой стороны, он же призывал: "Итак, отдавайте всякому должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь". И сразу же после этого: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви" (Рим. 13: 7-8).
Кесарево начало давно проникло в церковную среду. Как писал Н. Бердяев, "Великий соблазн и заключается в отожествлении христианства с каким бы то ни было царством кесаря, т. е. в порабощении бесконечного конечному". Где-то это царство кесаря больше выражено, где-то меньше, но в любом случае разветвлённый административный аппарат любой церковной структуры - явление скорее кесарева плана. Хорошо, когда сами люди, которым вручено управление, это понимают и смиренно осознают свою роль - функциональную или инструментальную. Когда же они начинают претендовать на что-то большее, - например, на подчинение им душ и жизней разных людей, начиная со своих же сослуживцев, по положению низшего ранга, так тут же проявляется дьявольская, антихристова подмена. Увы, всякая "кесарева" власть не может удержаться на уровне только инструментальном и служебном - она всегда вольно или невольно претендует на что-то большее, и потому начинает разрабатывать идеологию и заботиться о пропаганде.
В обществах с развитым правосознанием и демократической культурой это выражено мало и сведено до минимума. Там же, где есть повышенный спрос на идеократию, неважно при этом, какую ("Третий Рим", "Третий интернационал", "Германия превыше всего", "Украина понад усе" и т.д.) и когда в этом участвуют разные церковные движения и структуры, никаким добром это, естественно, не кончается, но приводит только к большим разделениям, смущениям и нестроениям. Если мы выкуплены ценой Христовой крови, есть ли смысл участвовать во всей этой идеологической иллюзорности и суете? Соблазн есть, а вот смысла особого нет.
Кроме этого, любая власть нуждается в регулярном денежном содержании. Разросшийся церковный аппарат - тем более. Если аппетиты власти беспредельно увеличиваются, возникает серьезная проблема, как такую власть чтить и до каких пределов (в том числе, до каких размеров могут повышаться епархиальные взносы). В общем, любая власть нуждается в контроле. На самоконтроль её надеяться можно далеко не всегда. На регулярный контроль со стороны низов в отсутствие демократической культуры - тоже. Кроме крайнего варианта революций, после которых серьёзных качественных изменений обычно не происходит, но чаще всего это смена "шила на мыло" (украинский пример перед глазами), остаётся вариант публичной огласки и дискуссий, а заодно и медленной самообучаемости к тому, чтобы быть не бессловесной, но словесной овцой стада Христова.
Разумеется, особой похвалы достойны те настоятели храмов, которые исправно выплачивают "подать кесарю", не внешнему, а уже, так сказать, "церковному", и при этом сохраняют внутри разные живые островки христианской жизни, где что-то может произрастать и даже цвести и плодоносить. При этом слова апостола "кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь" нередко приобретают слишком грустный или даже зловещий оттенок, от изобилия всех этих вышеперечисленных воздаваний... Так тем более, сохранять свою внутреннюю свободу, будучи внешне обремененными всеми этими условностями, и терпя эти условности ради сохранения этих живых оазисов, - своего рода бескровное мученичество.

"Святые отцы скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что сделали мы?» И один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: «Мы сотворили заповеди Божии». Еще спросили: «Следующие за нами сделают ли что-нибудь?» — «Они достигнут половины нашего дела». — «А после них что?» — «Не будут иметь дел совсем люди рода этого, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в этом искушении будут выше нас и отцов наших» (Отечник, 530). Конечно, таких "последних поколений" может быть ещё сколь угодно много, но сейчас совершенно очевидно, что именно в такие времена русская Церковь живет.
Tags: жизнь церковная, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments