pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Когда нечистый дух выйдет из человека..."

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
и, придя, находит его выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, -- и бывает для человека того последнее хуже первого
(Лк. 11: 24-26).
Это из сегодняшнего календарного рядового чтения на литургии.

В каком контексте были сказаны эти слова? В полемике с фарисеями, клеветавшими на Иисуса, что Он изгоняет бесов, исцеляя людей силой "князя бесовского". У Луки, впрочем, сказано, что некоторые из народа говорили это (Лк. 11: 15), но у Матфея в 9: 34 или 12:24 прямо сказано, что фарисеи. Понятно, что не все фарисеи были столь слепыми и злонамеренными, чтобы дойти до жизни такой, но во всяком случае все из них наверняка стремились к святости и богоугождению. Почему же тогда столь благое намерение может окончиться своей полной противоположностью?..

Очень многое зависит от того, как эту самую святость понимать и представлять. В те самые времена, да и во многом сейчас и тоже, что-то святое из предметов культа - это отделённое, посвященное Богу, освящённое и используемое только в сакральных целях. Святой человек - тоже во многом отделённый, неотмирный, посвященный Богу. В общем, так оно и есть... Но здесь всегда кроется вечный соблазн - что-то святое или кого-то из святых отделить еще дальше от мира, да и выделить, и возвеличить так, что "малым не покажется", действительно. И саму Церковь стремиться отделить от остального мира так, чтобы "подальше от людей она была ещё святей", как иронично заметил Вл. Соловьёв. В практическом приложении к повседневной жизни у разных верующих это выходит таким образом: нужно неукоснительно выполнять все молитвенные, ритуальные и дисциплинарные правила, непременно часто исповедоваться и тщательно отслеживать, как бы с чем-нибудь нечистым не соприкоснуться, как бы во что-то не вляпаться, как бы в очередной раз чем-нибудь не согрешить... Церковные люди поинтеллектуальнее будут рассуждать об обожении и бесстрастии с умным деланием, а люди попроще, в основном женщины, каждый раз будут задаваться вопросами: "а я не согрешила"? "батюшка, это грех?" "батюшка, а это не грех"? И вопросам этим, естественно, не будет конца и числа.

Есть, правда, и другой подход, но он гораздо менее популярен. В своём пределе и очень кратко это - "люби и делай, что хочешь", как говорил блаж. Августин. Более развёрнуто - значит не бояться каждый раз чем-то согрешить, ибо всё равно согрешаем, и страх от повторного впадения в грех часто вовсе не спасает от очередного падения. Почему бы просто не учиться на своих ошибках и не благодарить Бога за то, что Он нам их показывает? Но стремиться при этом к свету, к истине, к любви, к радости, и если этого всего не хватает, то тем более и прежде всего искать именно этого! И любовь сама по себе будет вытеснять ненависть и неприязнь. Не обязательно любить при этом тех же самых людей, к которым мы испытываем негатив, но если мы в самом деле любим кого-то ещё из окружающих и рады каждый раз их видеть, то наше внимание и душевные силы так или иначе будут уже во многом ориентированы на них, а в отношении тех, кто нас не любит и кого мы пока не любим, уже останется меньше времени и сил, чтобы "вариться" в этом негативе. Там, где больше света, автоматически меньше тьмы - она рассеивается, для неё просто не остаётся места. В общем, как важно внутреннее наполнение! Если кто-то из нас, заботясь о внешнем и внутреннем очищении и освящении, не наполняется чем-то положительным - любовью, радостью, миром, то его дом, естественно, остаётся пустым. Выметенным, прибранным, но пустым. И эта пустота не терпит долгого отсутствия, она непременно чем-то заполнится рано или поздно, таков закон не только физики, но и жизни. И заполняется она, естественно, уже таким сконцентрированным негативом, которого не было до того, как человек вошел в церковную среду. А еще сильнее, чем в рядовых прихожанах, это иной раз видишь и в священнослужителях, включая архиереев!

Мы удивляемся, почему у нас в церкви так много злых или неприветливых людей, холодности, отчужденности. А ответ уже дан, в этих самых евангельских строках! Оказывается, можно многие годы ходить в храмы, выполняя молитвенные и прочие дисциплинарные правила, заботясь о своем освящении или обожении, и при этом всего лишь навсего строить свой карточный домик на песке, который рассыпается при малейшем дуновении ветра, то есть испытании. Наша церковь уже и так во многом "убита" тем, что превращена по большей части в торгово-коммерческий комбинат ритуального обслуживания и соответствующих потребительских услуг. И люди другого не видят и себе не представляют! Они думают, что это и есть церковь, как она есть...

Индивидуалистическое потребление этих услуг, включая, между прочим, тех же исповедей и причастия (исключительно для себя, для своего освящения, обожения) может ли привести к какому-то другому результату помимо того плачевного, что мы уже имеем? Если местная церковь как храм, куда мы приходим, - вовсе не место встречи друг с другом, где мы испытываем радость, где мы рады видеть друг друга, а лишь временный "сборный пункт" для тех, кто озабочен лишь своими собственными проблемами в отрыве от соседей? Где уж тут тогда молитва "едиными устами и единым сердцем", как об этом каждый раз говорится на литургии. Говорите, мы "к Богу" приходим в храм, а не к людям? Но это и показывает, что по-настоящему вы не поняли, что есть церковь. Бог не в рукотворенных храмах живет. Бог вездесущ, и встретиться с Ним можно где угодно, и там, где вы совсем этого не ждете (так произошло с будущим апостолом Павлом, например). Но если мы отгораживаемся от людей вокруг нас, начиная с того же храма, к какому "Богу" мы можем прийти, если не воображаемому под воздействием собственного индивидуализма и даже эгоизма? А потом сокрушаемся, почему так всё в церквях плохо...

Но, конечно, проблема есть, помимо нас, и в самом церковно-приходском устройстве, и в господствующей идеологии (сначала смиряйся перед начальствующими, терпи, а потом уже люби! Любовь - высшая ступень христианского совершенства, куда тебе до неё, даже и не думай, и т.д. и т.п.) и прежде всего в ритуализме и неизбывном потребительстве религиозных услуг в простонародье. Понятно, что данное пророчество может касаться отнюдь не только разных людей, но и целых религиозных сообществ. "Так будет и с этим злым родом" (Мф. 12: 45) - был вынесен приговор в отношении Израиля 2000-летней давности. Судьбу ветхозаветного Израиля рискует повторять и неоднократно повторяла уже и новозаветная земная церковь в разных местах мира. Почему бы не начать учиться на прошлых и нынешних ошибках христиан, пока еще есть время?...
Tags: библия, жизнь церковная, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments