pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24, 22)

Всю христианскую историю периодически обостряются эсхатологические настроения - ничего нового здесь нет совершенно. В каждом христианском поколении непременно находились люди, уверенные, что время, в котором они живут, - последнее. В кризисные и переломные моменты истории такие настроения всегда обострялись. Сказанное в Евангелиях или Апокалипсисе происходит на самом деле все 2000 лет христианской истории. Жалко только , что в православной среде, особенно в простом народе, иной раз распространяются всякие суеверия, в том числе насчет времени и его "сокращения". Притом подкрепленные разными авторитетами прошлого. На самом деле чем дольше человек живет, тем больше для него спрессовывается время - психологический эффект этого известен. Полезно было бы вспомнить известный принцип Уильяма Оккама, средневекового христианского богослова, между прочим, - отсекать всякие лишние утверждения и не умножать их за недостаточностью оснований. А то мало ли кому чего может показаться!
И вот, на основании евангельских слов Мф. 24: 21-22 «…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» я уже около 30 лет слышу какие-то байки с отсылками на разных старцев (о. Иоанна Крестьянкина и др.) насчет буквального сокращения времени, что оно якобы убыстряется, и сутки стали короче чуть ли не в полтора раза. Например, здесь, причем пишет мой знакомый священник (и, судя по всему, эта заметка, непонятно кем составленная, кочует из сайта в сайт). Нет чем к любимым православными святым отцам обратиться и прояснить для себя, как хоть они понимали эту фразу.

Иоанн Златоуст:
""О каких же избранных говорит здесь Христос? О верующих, находившихся среди иудеев. Чтобы иудеи не сказали, что бедствия эти случились по причине проповеди евангельской и поклонения Христу, Он показывает, что верующие не только не будут причиной этих зол для них, но, напротив, если бы их не было, то все они совершенно бы погибли. Если бы Бог попустил продолжиться войне, то не сохранился бы остаток иудеев; но чтобы вместе с неверующими иудеями не погибли верующие из них, Он скоро прекратил брань и положил конец войне. Поэтому-то Христос говорит: "но ради избранных сократятся те дни". Это сказал Он и для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди иудеев, и успокоить их, чтоб они не боялись, как имеющие погибнуть вместе с ними. Если же здесь столь велико промышление Божье о верующих, что ради них и другие спасаются, и остатки неверующих иудеев сохраняются ради христиан, то какая честь ожидает их во время раздаяния венцов? Этими словами Христос и утешал верующих, чтобы они не скорбели в собственных опасностях, так как и неверующие претерпевают такие же бедствия, и притом без всякой пользы, даже с потерей своей жизни. И не только утешал их, но еще тайным и неприметным образом отвлекал от иудейских обычаев. В самом деле, если перемены на лучшее уже не будет и храм не будет существовать, то очевидно, что и закон упразднится. Впрочем, ясно Он не сказал этого, но намекнул на это, говоря о совершенной погибели иудеев. Ясно же не сказал для того, чтобы не поразить учеников прежде времени. Поэтому не сказал Он об этом и с самого начала; но, наперед оплакав город, заставил их показать Себе камни и предложить вопрос, чтобы в виде ответа на вопрос предвозвестить им все будущее. Заметь премудрое распоряжение Духа в том, что Иоанн ничего не писал об этом, чтобы не показалось, что он пишет на основании самого повествования о происшествиях (а он долгое время жил еще после разрушения Иерусалима); но пишут об этом те, которые умерли прежде этого разрушения, и не видали ни одного из этих событий, так что отовсюду сияет сила пророчества.""

Блаж. Иероним Стридонский:
"Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], - они забывают, что написано: По установлению Твоему продолжается день, - а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер - mensura); так что, как в благословении говорится: "Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое" [Пс. 90:16], так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность не была потрясена вера верующих."

Блаж. Феофилакт Болгарский:
"Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам было дано приказание - никого не щадить. Но Бог ради тех, которые уже уверовали или еще имели уверовать, не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби. Если же война продолжилась бы еще, то все, кто был в городе, погибли бы от голода. Иные относят это ко дням антихриста, но здесь речь не об антихристе, а о взятии Иерусалима. Пророчество же об антихристе начинается дальше".

И вот у прп. Ефрема Сирина, кажется, его понимание скорее наталкивает на то русло, в котором любят об этом рассуждать разные православные русской традиции:
"Не число дней с их часами уменьшается, но самое время становится кратким ради избранных, так что бедствия их не умножаются, но сокращаются, то есть наступает искупление".

И ведь всерьез пишут, например, такие слова:
""По реальной, а не календарной длительности, если брать за эталон старое, не изменявшееся веками время, современные сутки длятся всего 18 часов против прежних 24. Получается, что каждый день мы недополучаем около 6 часов, и именно поэтому нам вечно не хватает времени, дни летят в ускоренном режиме. Особенно заметно сокращение суток проявилось на рубеже ХХ и ХХI веков.""
Tags: библия, жуть, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments