pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"экзегетическое" от mikhail_bar + кое-что о свободе воли

Действительно, как-то упускается из виду этот момент!
Оригинал взят у mikhail_bar в экзегетическое
Сегодня Евангелие (Лк. 6: 31-36) - начинается с золотого правила этики,
"И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
У Мф. добавлено - " ибо в этом закон и пророки".
И далее,про любовь, милосердие, и т.д.
Но вообще то текст очень странный, довольно безумный.
Потому сразу после этого первого утверждения выясняется,
что следующие этому правилу - грешники, и следующий этому правилу
входит в круг таких же грешников, и ничего более.
"И...","И...","И..." - "Но".
Оказывается быть сынами Всевышнего - это значит нарушать
золотое правило этики, суть которого - равновесие.
Поступайте неравновесно, несправедливо - и будете сынами Бога.
Такой короткий, емкий отрывок нормального евангельского безумия.



Да, следование "золотому правилу" - начало всех начал, фундамент здорового человеческого общежития. Но любовь Божия в своем роде безумно-парадоксальна, она призывает не удовлетворяться своей праведностью "от закона" и общечеловеческой праведностью вообще. Удовлетворяясь только ей, мы были грешниками, грешниками и останемся. Скорее - "будьте милосерды, как Отец ваш милосерд". Или, в параллельном месте Матфея, "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Совершенства на принципе или этике "равновесия", действительно, не достигнешь. Фактически получается, что это надо перестать быть людьми из плоти и крови, поскольку в этой жизни мы всё равно не сможем стать такими милосердными, как Отец Небесный. Скорее всего, невозможностью своими силами достичь этого состояния Бог через Иисуса предлагает нам смириться и признать, что мы ничего не понимаем в этой жизни, ни насчет себя самих, ни насчет других. Если думаем, что что-то знаем и понимаем, то "праведность книжников и фарисеев" точно не превзойдем. Как, впрочем, и если будем пренебрежительно отзываться об этой или об общечеловеческой праведности в целом.

Вчера довелось листать очередную недавно вышедшую книжку какого-то современного американского нейробиолога, который уверенно доказывает, что концепция свободы воли, из которой привыкли исходить мы все, в том числе верующие, - лишь просто иллюзия, заблуждение. Всё в нашей жизни детерминировано либо генетикой, либо заложенным с детства воспитанием, внушением, либо какими-то случайностями этого природного мира, либо физико-химическими гормональными процессами и т.д. Мне самому приходилось неоднократно спорить с такими взглядами, но приходится признать, что вопрос о свободе воли не такой простой и очевидный, как многим кажется. Бихевиористами выражается отнюдь не вся истина о человеке, но её определенная часть. Как ни парадоксально, но современный популярный взгляд на отсутствие свободы воли у человека и детерминизм в его поведении в чем-то соприкасается с библейской позицией, которая тоже во многих местах как бы отрицает эту свободу воли у человека, но приписывает всё Богу. "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (буквально - "зло"); Я, Господь, делаю это... Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" (Исайя 45: 7-9).

Когда человек совершает преступление, он менее всего в тот момент свободен, хотя вся судебная система исходит из концепции свободы и вменяемости преступника, и если только можно доказать, что он душевнобольной, то его освобождают от уголовной ответственности. Но в целом с той же христианской точки зрения мы все НЕСВОБОДНЫ, поскольку мы грешники, а грех это болезнь, и наша свобода воли на практике оказывается порабощенной волей, более склонной к греху и более больной, чем здоровой. Если не всегда, то в большинстве случаев. И именно отсюда призыв "не судите..." у Матфея, данный как раз перед этим призывом "будьте совершенны". Или, как минимум, если не можем не судить, то делать надо это с той самой мерой, с какой мы бы сами хотели, чтобы судили нас в аналогичных ситуациях! "Суд без милости не сотворившему милости..." Нужно смириться и признать свою внутреннюю несвободу и беспомощность, чтобы Бог мог меня освободить, или хотя бы дать чуть больше степеней свободы от греха, чем есть сейчас. Поскольку путь к божественному милосердию как раз начинается с проявления личной милости и милосердия к окружающим нас грешникам, то многократное повторение "Господи, помилуй" во всех богослужениях совсем уж не случайно. Мы нуждаемся в милости Бога, и для этого призваны быть милостивыми к ближним. И обратно, мы не сможем быть милостивыми к ним, если сами не поверим и не прочувствуем, что помилованы Богом.
Tags: библия, писание, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments