pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

romanr задал вопрос в ustav:
"Вопрос преимущественно к священникам, но интересна позиция и всех неравнодушных верных членов Церкви.
Допустимо ли допускать ко Причастию взрослого здорового умственно и физически человека, если на исповеди выясняется, что он ни разу не читал в своей жизни Евангелия?
Есть мнение, что нельзя, потому что человек в этом случае причащается "не рассуждая о Теле и Крови Господних" (1Кор.11,29) себе во осуждение (и в осуждение священнику, допустившему это) и такого человека надо попросить предварительно прочесть хотя-бы Евангелие от Матфея, а потом снова прийти для Причащения.
Есть другое мнение - что допускать ко причастию безусловно надо, чтобы не обидеть человека и "не разрушать приход" (с.), а Евангелие он может сам потом прочтёт, если сочтёт нужным.

В документе "Об участии верных в Евхаристии" этот вопрос никак не отрегулирован."

Я ответил так:

""В общем, скорее нет, конечно, чем да. Разумеется, важно смотреть по обстоятельствам, по возможностям данного причастника (для некоторых пожилых, бывает, что уже поздно что-либо читать по их элементарной неспособности вследствие никудышного зрения и т.п.)
На первый раз, если это люди в более-менее дееспособном состоянии, я предупреждаю, что в виде исключения допускаю, а потом уже так не пойдет. Но часто такие люди вообще не знают, а что такое причастие само по себе и что они будут вкушать из чаши! И я говорю им, что прежде чем подходить, надо действительно подготовиться и прочесть Евангелие.
И вообще вместо вычитывания канонов я призываю прежде всего Новый Завет читать - с этим у многих явно туговато...""

Вообще заданный вопрос влечет за собой и некоторые другие размышления с пастырско-богословской точки зрения, которые неоднозначны, неочевидны и сами по себе непродуманы.
Например, всегда ли любой ценой надо стремиться причащать пожилого человека, если он Евангелие не читал, о вере имеет смутное представление, и не столько беспокоится о себе сам, сколько его верующие родственники? Тут может быть много разных ситуаций, когда подчас действительно у человека накануне его кончины ясно видишь, что совсем не напрасно к нему пришел, даже если он всю жизнь прожил вне церковного общения - то есть, воля Божия была о нем именно такова, чтобы священник его напутствовал. Но приходилось видеть и другие ситуации - родственники проявляют инициативу, а сама бабулька в общем ничего не может уже ни выразить, ни пожелать, ни исповедать грехи свои... Ей как бы все равно. Жизнь ее уже прошла, какая она была, и напоследок - что изменит такое вот ее причащение? Это ведь не "таблетка" для бессмертия. Бог есть Любовь, Его отношение вряд ли изменится к такому пожилому человеку, был бы он причащен или нет. Это касается, кстати, и большинства отпеваний в случае людей крещеных, но живших вне церковного общения. Здесь преобладают исключительно психологические мотивы, и идешь навстречу только лишь ради родственников, чтобы их как-то поддержать и утешить...
Tags: жизнь церковная, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments