pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

О гуруизме в церковно-приходской среде. И о защите отдельно взятой "поп-звезды"

Пишет одна из пострадавших прихожанок известного московского священника, которого неплохо знал по молодости и я сам. Замечу, что я мало успел пострадать подобным образом от него, поскольку не успел слишком сильно к нему привязаться и не стремился досконально во всем ему доверяться, хотя и считал его одно время своим духовником. И с мужчинами, как мне видится, что-то подобное могло произойти с весьма небольшой вероятностью, а вот со многими женщинами дело обстояло иначе… Тем не менее некоторые ожидания и переживания, описанные здесь, были и мне свойственны в состоянии юношеского неофитства.

Итак, признания некой Татьяны В.:

«Привлекает наш герой к своей личности всякими способами. Но это всегда обольщение и манипуляция. Ведь это самый настоящий флирт! Комплименты, ужимки, расслабляющие прикосновения, томные взгляды…

А если тема флирта не близка — пожалуйста, обольщение через имитацию сердечной отцовской заботы, через демонстрацию глубокого дружественного расположения — все идет в ход. Так было со мной.

А также для нечувствительных к нежностям натур — мракобесные пугалки, больше упор не на личную харизму, а на пастырский авторитет.

Итак, выворачивая душу на первой исповеди и в ответ получая авансом много «любви», мы проникаемся его «ангельскими» качествами и его «нежной» душой. Получив столько понимания, сострадания, испытав чувство духовной и дружеской опоры, уже понимаешь, что эти дары страшно потерять.

Манипуляции такого рода известны — сначала дать человеку много, даже слишком много, ни за что — просто так, одарить радостью общения, временем, надеждой, любовью, вниманием, чудесами веры. А потом начинается бесконечная игра «приблизить — отдалить». Тогда можно выжать из человека все — не только духовные дары, но и что-то поматериальнее.

Но веришь священнику, веришь в Бога, выполняешь все предписания пастыря, чтобы повысить свой духовный уровень, и стараешься прежде услужить ему, чем можешь. Он снисходительно принимает, и только тогда ты видишь хоть какой-то отблеск в его глазах. Реакция не бывает предсказуемой. Это делает душу безвольной, сконцентрированной на настроениях пастыря, в итоге отвергаются доводы собственного ума и логики.

Но куда же делись внимание, понимание, доступные исповеди?.. Ищешь этого, бежишь к нему, но оно ускользает. И глазам своим не веришь, не понимаешь, что же это было? Почему теперь тебя не слышат, да и вовсе не замечают. За что? Ответа нет. Ответа не будет. Все и так очевидно.

Впоследствии, осознав, что таких деток у московского пастыря тысячи, понимание появляется, а вот душа… душа летит в бездну. Человек в итоге в еще более глубокой яме, чем был до встречи с таким Пастырем… Пожалуй, я понимаю всех духовных чад. Каждая из нас была как в сказке. Словно Золушка на балу, а потом она же — забытая оборванка, для которой «дворец приемов» превратился в опустевший притвор храма, спины страждущих, как темный непроходимый лес, а «карета», уносившая в мир светлой божественной любви, превратилась в прах или вовсе в катафалк твоей веры».

К сожалению, многие становятся жертвами такого вот сомнительного «благочестия». И не в последнюю очередь – сами пастыри, в том числе и данный священник, о котором идет речь. Я вижу здесь проблему шире, чем просто личные недостатки отдельно взятого священника (ибо кто вообще без них?), его тщеславие, ролевые игры и т.д. Это идеология гуруизма в целом, прямо вырастающая из клерикализма. То есть: существует особая каста посвященных, которая в силу сообщенных ей свыше даров и способностей (в рукоположении) обладает некими сверхспособностями и сверхдарами, которых нет и не может быть у прочих рядовых прихожан, «непосвященных». И этим начинают заражаться так или иначе все, включая и самих священников, изначально вполне здравомыслящих! В начале 1990-х, когда я сам активно вел церковную жизнь, эта идеология фактически уже процвела пышным цветом, в том числе под влиянием разных записанных историй о духовниках-старцах, которые могли о человеке сказать всё с первого взгляда, коренным образом изменить его судьбу и т.д. Но тогда этим веяниям практически никто не сопротивлялся, а наоборот, скорее все подыгрывали! Ожидания в своей жизни чего-то нового в пору духовных поисков, какого-то важного ответа свыше приводят к таким вот психологическим проекциям на любого священника, который снискал определенную популярность в народе (в нашем случае скорее в интеллигентской среде), и ожидающие неизбежно наделяют его всякими сверхъестественными и несуществующими способностями. В том числе теми, о которых написано в статье и что приходилось в разных вариациях слышать от разных почитательниц данного пастыря и мне самому
Читать далее...
Tags: жизнь церковная, люди, размышления, свет и тени в Церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments