pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Крестьянская субкультура" РПЦ

Автор эссе пишет о "шизофреническое двоемирии", в котором часто пребывают многие приходящие в наши храмы.

""С одной стороны, «грешный» мир советской и постсоветской действительности, живущий по своим – зачастую криминальным – законам, где со всеми нужно уметь «договариваться» и непрерывно лгать, не прислушиваясь к голосу совести. «Мир лежит во зле» – так оно было всегда, что уж тут поделаешь? С другой стороны, некий особый мир «православия» – это мир мироточащих икон, церковных праздников и чудесных пророчеств. Есть некая особая «духовная жизнь», текущая по преимуществу в монастырях и около духоносных старцев. И если ты хочешь жить как христианин, то можешь «уйти из мира» в эти самые монастыри (что лучше всего) или, по крайней мере, регулярно приезжать туда в качестве паломника. Тебе нужно обязательно найти себе батюшку-духовника: он разрешит все твои вопросы и один будет знать о твоей «духовной жизни». Нужно будет на все дела просить его благословения, регулярно исповедоваться и причащаться. Причастие при этом понимается в индивидуально-терапевтическом смысле.
Эта «духовная жизнь» ведется параллельно «грешной» земной, никак на ней не сказываясь и ничего в ней не изменяя. В лучшем случае она затронет круг семьи и ближайших друзей-родственников. Не подобным ли образом рассуждают о Церкви разные криминальные авторитеты или олигархи, так часто теперь мелькающие на экранах телевизора с иконами и христианской атрибутикой? Именно крестьянская вариация Православия позволяет им это безболезненно делать. Не по этой ли причине в России складывается абсурдная ситуация, когда повсюду идет строительство сотен церквей и все рядятся в истово верующих, а в стране разруха, с телеэкранов непрерывно льется ненависть и общественная жизнь продолжает деградировать?""
Полностью текст - на сайте Ахилла

Кстати, есть и красноречивые радикальные примеры "окрестьянивания" людей, изначально не имевших с ушедшим в историю крестьянством ничего общего. Например, судьба бывшего бизнесмена начала 1990-х Германа Стерлигова.
Против самого крестьянства, понятное дело, здесь речь не идет. Но оно ушло в прошлое уже так или иначе. Попытки же искусственно возродить его дух в церковной среде выглядят весьма неуклюжими, искусственными и трагикомичными. Да и с элементарными внешними традициями происходят сплошные курьезы. Ну, взять, к примеру, те же платочки. Посмотришь на старые фото 1950-60-х годов тех бабушек, кто ходил тогда в немногочисленные уцелевшие храмы - так там везде белые платки! Даже в известной песенке это отражено: "платочки белые, платочки белые, платочки белые... глаза печальные". Но где сейчас и у кого из прихожанок увидишь эти белоснежные платки? Всё сплошь темнота или серость...

И с покрытием голов до смешного доходит в стремлении к соблюдению традиций. Сам неоднократно был свидетелем, когда младенца подносят ко причащению, называя женское имя. И если с непокрытой головкой, то алтарник, помогающий причащать, делает замечание: "покрывать голову надо"! А, собственно, зачем? - ему невдомек. Поскольку неизвестно ему, что раньше девочки и девицы незамужние голов не покрывали, а покрывали именно те, кто уже вышли замуж (см. 1 Кор. 11: 10). Впрочем, традиции со временем могут видоизменяться или просто исчезать. В современных грекоязычных церквях женщины не покрывают головы вообще. В Западной Европе на головные уборы женщин, есть ли они или нет, также никто в православных храмах не обращает внимания.

Один из выводов автора, Ильи Илюковича:
""Крестьянская редукция Православия приводит к тому, что Церковь Христова в общественной жизни страны попросту не представлена; ее мнение никем здесь не выражается. За постперестроечное время она так и не смогла стать духовным и смыслообразующим стержнем страны или хотя бы одним из ее авторитетных институтов. Крестьянства как класса в современной России не существует, и попытка его воспроизведения в тепличных условиях монастырей или на приходах выглядит достаточно странной затеей, обращающей всю жизнь Православия в благостный миф. Этот миф не позволяет человеку Церкви ориентироваться в современном мире, лишает его возможности «различать духов»".
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments