pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

"Крестьянская субкультура" РПЦ

Автор эссе пишет о "шизофреническое двоемирии", в котором часто пребывают многие приходящие в наши храмы.

""С одной стороны, «грешный» мир советской и постсоветской действительности, живущий по своим – зачастую криминальным – законам, где со всеми нужно уметь «договариваться» и непрерывно лгать, не прислушиваясь к голосу совести. «Мир лежит во зле» – так оно было всегда, что уж тут поделаешь? С другой стороны, некий особый мир «православия» – это мир мироточащих икон, церковных праздников и чудесных пророчеств. Есть некая особая «духовная жизнь», текущая по преимуществу в монастырях и около духоносных старцев. И если ты хочешь жить как христианин, то можешь «уйти из мира» в эти самые монастыри (что лучше всего) или, по крайней мере, регулярно приезжать туда в качестве паломника. Тебе нужно обязательно найти себе батюшку-духовника: он разрешит все твои вопросы и один будет знать о твоей «духовной жизни». Нужно будет на все дела просить его благословения, регулярно исповедоваться и причащаться. Причастие при этом понимается в индивидуально-терапевтическом смысле.
Эта «духовная жизнь» ведется параллельно «грешной» земной, никак на ней не сказываясь и ничего в ней не изменяя. В лучшем случае она затронет круг семьи и ближайших друзей-родственников. Не подобным ли образом рассуждают о Церкви разные криминальные авторитеты или олигархи, так часто теперь мелькающие на экранах телевизора с иконами и христианской атрибутикой? Именно крестьянская вариация Православия позволяет им это безболезненно делать. Не по этой ли причине в России складывается абсурдная ситуация, когда повсюду идет строительство сотен церквей и все рядятся в истово верующих, а в стране разруха, с телеэкранов непрерывно льется ненависть и общественная жизнь продолжает деградировать?""
Полностью текст - на сайте Ахилла

Кстати, есть и красноречивые радикальные примеры "окрестьянивания" людей, изначально не имевших с ушедшим в историю крестьянством ничего общего. Например, судьба бывшего бизнесмена начала 1990-х Германа Стерлигова.
Против самого крестьянства, понятное дело, здесь речь не идет. Но оно ушло в прошлое уже так или иначе. Попытки же искусственно возродить его дух в церковной среде выглядят весьма неуклюжими, искусственными и трагикомичными. Да и с элементарными внешними традициями происходят сплошные курьезы. Ну, взять, к примеру, те же платочки. Посмотришь на старые фото 1950-60-х годов тех бабушек, кто ходил тогда в немногочисленные уцелевшие храмы - так там везде белые платки! Даже в известной песенке это отражено: "платочки белые, платочки белые, платочки белые... глаза печальные". Но где сейчас и у кого из прихожанок увидишь эти белоснежные платки? Всё сплошь темнота или серость...

И с покрытием голов до смешного доходит в стремлении к соблюдению традиций. Сам неоднократно был свидетелем, когда младенца подносят ко причащению, называя женское имя. И если с непокрытой головкой, то алтарник, помогающий причащать, делает замечание: "покрывать голову надо"! А, собственно, зачем? - ему невдомек. Поскольку неизвестно ему, что раньше девочки и девицы незамужние голов не покрывали, а покрывали именно те, кто уже вышли замуж (см. 1 Кор. 11: 10). Впрочем, традиции со временем могут видоизменяться или просто исчезать. В современных грекоязычных церквях женщины не покрывают головы вообще. В Западной Европе на головные уборы женщин, есть ли они или нет, также никто в православных храмах не обращает внимания.

Один из выводов автора, Ильи Илюковича:
""Крестьянская редукция Православия приводит к тому, что Церковь Христова в общественной жизни страны попросту не представлена; ее мнение никем здесь не выражается. За постперестроечное время она так и не смогла стать духовным и смыслообразующим стержнем страны или хотя бы одним из ее авторитетных институтов. Крестьянства как класса в современной России не существует, и попытка его воспроизведения в тепличных условиях монастырей или на приходах выглядит достаточно странной затеей, обращающей всю жизнь Православия в благостный миф. Этот миф не позволяет человеку Церкви ориентироваться в современном мире, лишает его возможности «различать духов»".
Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments