pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Храмовое богослужение и театральные постановки

Есть одно замечательное наблюдение Зои Масленниковой в книге об отце Александре Мене.
Цитирую отрывок по книге "Дух дышит, где хочет" (М., 1998, с. 222):

Искусительные мысли

""На исповеди я рассказала о. Александру о кощунственных мыслях, почему-то недавно пришедших в голову. Первая возникла в церкви. Я вдруг увидела разительное сходство храма с театром. В самом деле: алтарь — сцена, солея — авансцена, запрестольный образ — задник, иконостас — кулисы, ризница — костюмерная, клиросы — ложи, паникадила — люстры, хоры - балкон и т. д. Есть и актеры, и статисты, и зрители, и сценарий, и декорации, и занавес, и реквизит...

О. Александр сначала отвечал, что так и есть, театр произошел от мистерий и не весь же опошлился, он в силах нести важную духовную функцию. На это я возразила, что разница вот в чем: для меня церковь была местом прорыва в истинную реальность, по сравнению с которой мир и моя жизнь в нем менее реальны. Сходство с театром, если его принять, производит инверсию, а я этого не хочу, поэтому, как только пришла эта мысль, тут же стала придумывать такой храм, который не напоминал бы театра. Батюшка сказал, что на Западе к этому идет, во многих огромных соборах пышные алтари оставлены; где-нибудь в углу, в сторонке, помещают стол, молящиеся стоят вокруг него, и на нем совершается Евхаристия, в которой все участвуют. У нас же народ любит старые пышные формы, и вообще изменения невозможны.""

Вообще, ощущение от "постановочности" многих богослужений, особенно архиерейских, и притом приуроченных каким-то важным праздничным дням или дням памяти святых, без сомнения, может присутствовать у многих. У устойчивой части народа на это всегда был и остается спрос. Можно вспомнить примеры из литературы, как лет сто с небольшим назад люди ходили в разные московские или петербургские храмы только для того, чтобы послушать соло в каком-нибудь хоре, или мощный голос протодиакона (Розова или кого-то еще). У другой части, это наоборот, вызывает скепсис и стойкое неприятие, в том числе с преобладающим сейчас культом потребления разных религиозных услуг, в частности, в виде массовых поклонений разным мощам и другим реликвиям, что неизбежно требует той же "постановочности".
Некоторые известные святые, и древние, и более поздние по времени, отвергали театр в принципе (Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский), скорее всего именно по сходству с языческими мистериями и по некоторой преемственности с ними.
Наши современные храмовые богослужения в этом плане могут напоминать лишь театральные постановки весьма низкого качества, без всякого профессионализма. Сценарий их один и тот же, он привычен и жестко определен для постоянных служителей храма и их помощников, поэтому здесь многое отработано до автоматизма, здесь и вхождения в роль, и сосредоточенности особой не требуется. Для малоцерковных людей этот же сценарий таинствен и совершенно не понятен (ведь всё произносится на малопонятном архаичном языке, и понятны лишь отдельные самые простые возгласы). Есть некоторая небольшая свобода лишь сократить что-то в этом заданном сценарии, но не изменить, ни в коем случае. И это лишь поневоле закрепляет театральность в ее низшем, инверсионном смысле, в православном богослужении. В древности, помимо известных псалмов, люди молились своими словами, так, как их каждый раз вдохновлял Святой Дух. Естественно, что месту театральности тогда было меньше. Театральность с ролевой игрой и настоящая молитва в данном случае предстают антиподами и выступают в обратно пропорциональном соотношении: чем больше искренней молитвы у священников и прихожан, чем больше реального переживания празднуемого события, тем меньше театральности и постановочности богослужения, и наоборот. Чем больше прихожане с клиром и друг с другом разобщены и отчуждены друг от друга, тем эта постановочность также усиливается.

Сходства же с театром в лучших его проявлениях, по-моему, как раз бояться не стоит. Церковь - организм богочеловеческий, и ничто человеческое, в том числе душевное, в его нейтральном или положительном смысле не должно быть ей чуждо. Другое дело, что тут важно иметь чувство меры и вкуса, которое развивается в том числе смирением, о котором много говорят и пишут, но так мало реализуют на практике. В погоне за "чистой духовностью", за бесстрастием в святоотеческом смысле, за обожением на практике дело может принимать карикатурные формы, вырождаясь в сухой формализм, законничество и театральное лицемерие с теми же ролевыми играми.
Tags: книжная полка, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments