pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Ирина Канторович: "Почему бюджетники до сих пор бедны"

Наша прихожанка, занимает активную позицию, к которой, думается, надо прислушаться!

Во время прямой линии, отвечая на вопрос учительницы из Иркутской области о ее крайне низкой зарплате, Владимир Путин сказал: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...». К сожалению, это действительно так...

Действительно, с 2008 года по закону не только школа распоряжается уровнем зарплаты сотрудников, но те же права имеет теперь любое бюджетное учреждение – больница, музей, театр и т.п. Цели при этом декларировались, разумеется, самые благие – поощрить тех, кто хорошо работает, а чтобы зарплаты не снижались – привязать зарплату руководителя к средней по учреждению. На практике же это привело к своего рода узаконенному самоуправству руководства этих учреждений и является главной причиной «уникального явления» нашей страны – массовой «бедности работающих».Вообще не понятно, о чем думали реформаторы, когда в 2008 году вводили Новую систему оплаты труда (НСОТ) бюджетников. В рамках новой системы интересы начальства и работников противоположны априорно: чем меньше работодатель заплатит работнику, тем больше сможет выплатить себе. С таким же успехом можно было предложить регулировать коллективным договором отношения между овцами и волками.

Формально при установлении правил оплаты труда в учреждении коллектив может с чем-то не согласиться и против чего-то возразить, но в реальности победа администрации предопределена: противостоять ей на практике невозможно. Например, в моей школе «Технологии обучения» (Москва), где учатся дети-инвалиды, при принятии НСОТ директор грубо нарушал регламент и унижал учителей, продавливая свой текст Положения об оплате труда: все это описано в статье председателя профкома нашей школы М.В.Филипенко «История об аморальной пощечине и о новой системе оплаты труда» на сайте профсоюза «Учитель». В итоге, в школе было принято «директорское» Положение, позволяющее платить работнику на любой должности за работу зарплату с разницей в разы, игнорируя квалификацию. Вот только маленький фрагмент полемики председателя профкома с директором:

– Вы понимаете, что по Вашему «Положению...» за один урок учитель может получать в качестве базовой части оплаты урока 300, 450, 600, 1200 руб., что такой разницы нет ни в одной школе? И что, скажем, выпускник может получать за ту же нагрузку в 4 раза больше доктора наук с высшей категорией?

Ездов А.А., директор бюджетной школы, ответил:

– Конечно, я могу платить выпускнику, если он работает с группой в 5 человек, больше, чем замшелому доктору наук».

И у нас год так платили в школе: оклады учителей за ставку отличались в 4 раза (без всяких доплат, именно оклады). Обращение в надзорные и правоохранительные органы результата не дало. Они не сделали ничего и часто просто ничего не отвечали по существу означенных в жалобах нарушений. В итоге даже после моего Открытого письма министру Ольге Васильевой, опубликованного в статье «Технология мерзости. Как по закону обокрасть учителей и учеников», в 2017 году я получила только классические отписки из Минобра и местных органов Министерства внутренних дел. Минобр фактически подтвердил законность ущемления прав учителей и учеников: оформляем «экономию» локальным актом школы и она становится законной. А МВД к тому же допустило в ответе не одну фактическую ошибку. Их наличие и бездействие правоохранительных органов легко объяснимы: они завалены жалобами на всеобщее самоуправство, и поскольку в каждом учреждении свои сочиненные в нем документы – просто физических сил и времени не хватает во всем этом разобраться.

Сейчас учительские зарплаты в нашей школе с каждым годом сокращаются... Но «экономия» на учительских зарплатах – лишь одна из форм обогащения администрации. Еще одна финансовая схема, действующая в школе, – объединение в группы детей, имеющих справку о надомном обучении. Формально такая справка автоматически означает выделение бюджетного финансирования для индивидуального обучения. Так и работала наша школа в первые годы своего существования – и мы все гордились ею, гордились тем, как тут заботятся о каждом тяжело больном ребенке, подстраиваясь под его личные психофизические возможности и т.п.

Сейчас группы формируют уже по 8-10 человек (дети учатся дистанционно, общаясь по Skype). Успеваемость учеников-инвалидовпорой падает катастрофически. Но и из этой ситуации школа нашла выход: часть учеников переводят в разряд умственно отсталых. Я об этом написала в Открытом письме министру Ольге Васильевой. В полученном мной ответе Министерства просто никак не прокомментирована эта ситуация. Между тем превращение детей в умственно отсталых школе экономически очень выгодно: можно сокращать им число уроков в учебном плане (и тем самым меньше платить учителям) и т.п. Да и ответственности особой за плохую успеваемость тоже нет. А то что потом государство получит вместо вполне способного трудоустроиться гражданина «умственно отсталого» по документам, требующего значительных социальных дотаций, – это школу уже не касается. (Я намеренно говорю только об экономической стороне вопроса, не рассматривая полную аморальность такой практики.)

Так обстоят дела не только у нас в школе. Отдельно хочу прокомментировать слова президента о том, что школа сама определяет штатное расписание. Как известно, по «майским указам» Путина надо было повысить зарплаты бюджетникам. В рамках НСОТ решение тут находится легко – надо просто заставить одного человека делать работу двоих. На практике это привело к тому, что администрация «выживает» сотрудников по максимуму, а на оставшихся взваливает их работу. В результате за пределами Москвы уже сложно найти учителя, который работал бы меньше, чем на полторы-две ставки. В результате учитель или работает на износ, или халтурит.

А уж то, как измываются сейчас везде над уборщицами, санитарками, медсестрами и соцработниками, превосходит всякое воображение. Вот рассказ (декабрь 2016 г.) об интернате для лежачих детей-инвалидов: «В том же Черемхово произошло сокращение должностей помощников воспитателей с ежемесячной зарплатой в 18 тыс. рублей на санитарок, получающих в месяц 6 – 8 тыс. рублей. Работа – одна и та же абсолютно – это утверждают сотни допрошенных работников этих категорий. Только нагрузка разная – на 32 ребенка было 111 штатных единиц персонала, затем на 60 детей – 125 единиц потом на 102 ребенка – 137 единиц. То есть при увеличении количества находящихся детей в 3 с лишним раза штат был увеличен на 24%. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2 — 3 раза... Что делают медицинские сестры в этом учреждении. То же, что в обычной больнице, только при этом большая часть детей является тяжелыми инвалидами, прикованными к постелям с тазовыми нарушениями, когнитивными расстройствами, многие из них нуждаются в зондовом питании, и это дети, которые при кормлении спокойно себя не ведут. Целых две сестры на день! На всё! И на мед. работу, и на зондовое кормление. На 120 детей! И одна из этих сестер остается на ночь. Одна медицинская сестра на 120 тяжело больных детей – инвалидов». Показательно, что рассказывает это не журналист и не гражданский активист, а глава Следственного управления СК РФ по Иркутской области генерал-майор юстиции Андрей Бунёв.

Читать полностью...

Итак, все "благие намерения" реформ в конечном счете в очередной раз оборачиваются непонятно во что.

И еще программа "Отражение" с участием Канторович
Tags: жуть, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments