pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Женское священство - "за" и "против". Есть ли богословские аргументы?

Диакон Андрей Кураев, презентуя свою последнюю книгу "Женские вопросы к Церкви", признал, что богословских аргументов против женского священства он не нашел. Есть аргументы от традиции, от истории, но богословских аргументов, как он считает, просто не существует. В течение всей 2000-летней истории Церкви много чего появлялось нового в церковной практике, того, чего не было раньше. Женское священство - одно из таких явлений. Если его не было, то значит ли это, что его не может быть в будущем никогда? В данном видео см. 13-ю минуту и немного далее



Впрочем, на одной из таких встреч-презентаций д. Андрею сделали замечание: воплотился в мир Сын Божий, но не Дочь Божия, мужчина, но не женщина. В ответ диакон ответил, что подумает над этим. Является ли это богословским аргументом? И вообще, что считать в данном случае богословскими аргументами? Предлагаю обсудить. Впрочем, в данном выступлении он отмечает, что священник - литургическая икона Христа, а Он был мужчиной (психологический аргумент) С другой стороны, не все идентичности Христа, которых было несколько, соответствуют современным священникам (Ему было 30-33 года, по плоти Он был еврей, сыном плотника и т.д.).
Остается аргумент от предания. Но это - не абсолютный аргумент, поскольку всегда что-то в истории появлялось то, чего не было раньше.

Апостол Павел, с одной стороны, пишет, что во Христе нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, "ни мужеского пола, ни женского" (Гал. 3: 28). С другой, призывает: "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... ибо неприлично жене говорить в церкви" (1 Кор. 14: 34-35). Нет ли противоречия в такой позиции? Не отражено ли в этих последних словах строгое фарисейское воспитание апостола Павла? Из Деяний апостольских известно, что были пророчицы, дочери диакона Филиппа (21: 9). То есть, не все женщины однозначно молчали...
Тем более в дальнейшей церковной истории.
У прот. Николая Афанасьева есть статья 1957 года - "Пресвитиды или председательницы". В синодальном переводе (Титу 2:3) оны названы "старицами". Кто они были такие, сейчас точно не установлено. 11-е правило Лаодикийского собора запретило таковых поставлять: "Не должно поставлять в Церкви так называемых пресвитид или председательниц" О. Николай, в частности, пишет: "Председательницами могли быть только те, кто занимали первые места на Евхаристическом собрании. Если пресвитеры были предстоятелями, то председательницы были женскими пресвитерами, т.к. только в силу этого они могли занять первые места. Нужно сразу оговориться, что эти председательницы не должны были иметь обязательно какие-либо литургические функции. Я оставлю в стороне спорный вопрос, который здесь не место рассматривать, имели ли пресвитеры с самого начала служение священства, т.к. независимо от его решения фактически первоначально пресвитеры не выполняли литургических функций... Поэтому если в местных церквях - речь идет о православных церквях - имелись пресвитиды или председательницы, о которых говорит Лаодикийский собор, то совершенно невероятно, чтобы епископ поручал им совершение каких-либо священнодействий".
С другой стороны, в Малой Азии было движение монтанистов, где женщины играли важную и даже лидирующую роль. В той же статье о. Николай пишет: "Епифаний рассказывает о процессиях молодых девушек, одетых в белое, которые торжественно в монтанистических общинах входили в церковь, чтобы призвать народ к покаянию. Более того, Епифаний утверждает, что женщины поставлялись в клир, т.е., вероятнее всего, поставлялись пресвитерами и диаконами (против ересей XLIX, 2). Хотя церковь с самого начала вела решительную борьбу с монтанизмом, его влияние на жизнь кафолических церквей было очень значительно, особенно во Фригии. Мы легко можем допустить, что в некоторых православных церквях под влиянием монтанизма стали поставлять женщин в пресвитеры. Это могло происходить тем легче, что в православных церквях имелись церковные вдовы и диакониссы, а в некоторых из них были пресвитиды, как старейшие по возрасту вдовы".

Итак, предлагаю подискутировать на эту тему, заранее сознавая, что тема по-своему провокационная.
Tags: жизнь церковная, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →