pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Женское священство - "за" и "против". Есть ли богословские аргументы?

Диакон Андрей Кураев, презентуя свою последнюю книгу "Женские вопросы к Церкви", признал, что богословских аргументов против женского священства он не нашел. Есть аргументы от традиции, от истории, но богословских аргументов, как он считает, просто не существует. В течение всей 2000-летней истории Церкви много чего появлялось нового в церковной практике, того, чего не было раньше. Женское священство - одно из таких явлений. Если его не было, то значит ли это, что его не может быть в будущем никогда? В данном видео см. 13-ю минуту и немного далее



Впрочем, на одной из таких встреч-презентаций д. Андрею сделали замечание: воплотился в мир Сын Божий, но не Дочь Божия, мужчина, но не женщина. В ответ диакон ответил, что подумает над этим. Является ли это богословским аргументом? И вообще, что считать в данном случае богословскими аргументами? Предлагаю обсудить. Впрочем, в данном выступлении он отмечает, что священник - литургическая икона Христа, а Он был мужчиной (психологический аргумент) С другой стороны, не все идентичности Христа, которых было несколько, соответствуют современным священникам (Ему было 30-33 года, по плоти Он был еврей, сыном плотника и т.д.).
Остается аргумент от предания. Но это - не абсолютный аргумент, поскольку всегда что-то в истории появлялось то, чего не было раньше.

Апостол Павел, с одной стороны, пишет, что во Христе нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного, "ни мужеского пола, ни женского" (Гал. 3: 28). С другой, призывает: "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... ибо неприлично жене говорить в церкви" (1 Кор. 14: 34-35). Нет ли противоречия в такой позиции? Не отражено ли в этих последних словах строгое фарисейское воспитание апостола Павла? Из Деяний апостольских известно, что были пророчицы, дочери диакона Филиппа (21: 9). То есть, не все женщины однозначно молчали...
Тем более в дальнейшей церковной истории.
У прот. Николая Афанасьева есть статья 1957 года - "Пресвитиды или председательницы". В синодальном переводе (Титу 2:3) оны названы "старицами". Кто они были такие, сейчас точно не установлено. 11-е правило Лаодикийского собора запретило таковых поставлять: "Не должно поставлять в Церкви так называемых пресвитид или председательниц" О. Николай, в частности, пишет: "Председательницами могли быть только те, кто занимали первые места на Евхаристическом собрании. Если пресвитеры были предстоятелями, то председательницы были женскими пресвитерами, т.к. только в силу этого они могли занять первые места. Нужно сразу оговориться, что эти председательницы не должны были иметь обязательно какие-либо литургические функции. Я оставлю в стороне спорный вопрос, который здесь не место рассматривать, имели ли пресвитеры с самого начала служение священства, т.к. независимо от его решения фактически первоначально пресвитеры не выполняли литургических функций... Поэтому если в местных церквях - речь идет о православных церквях - имелись пресвитиды или председательницы, о которых говорит Лаодикийский собор, то совершенно невероятно, чтобы епископ поручал им совершение каких-либо священнодействий".
С другой стороны, в Малой Азии было движение монтанистов, где женщины играли важную и даже лидирующую роль. В той же статье о. Николай пишет: "Епифаний рассказывает о процессиях молодых девушек, одетых в белое, которые торжественно в монтанистических общинах входили в церковь, чтобы призвать народ к покаянию. Более того, Епифаний утверждает, что женщины поставлялись в клир, т.е., вероятнее всего, поставлялись пресвитерами и диаконами (против ересей XLIX, 2). Хотя церковь с самого начала вела решительную борьбу с монтанизмом, его влияние на жизнь кафолических церквей было очень значительно, особенно во Фригии. Мы легко можем допустить, что в некоторых православных церквях под влиянием монтанизма стали поставлять женщин в пресвитеры. Это могло происходить тем легче, что в православных церквях имелись церковные вдовы и диакониссы, а в некоторых из них были пресвитиды, как старейшие по возрасту вдовы".

Итак, предлагаю подискутировать на эту тему, заранее сознавая, что тема по-своему провокационная.
Tags: жизнь церковная, история, полемика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →