pretre_philippe (священник Филипп П.) (pretre_philippe) wrote,
pretre_philippe (священник Филипп П.)
pretre_philippe

Когда нечистый дух выйдет из человека...

Из сегодняшнего календарного евангельского чтения:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
(Мф. 12: 43-45)

"Для чего сказал им сие? Так как они искали у Него знамения, то этот пример предложил им, как бы говоря: что пользы вам, если на время и исцелитесь, оставаясь неверующими? Ведь если после исцеления опять возвратитесь к сомнению, то вам приключится зло, худшее прежнего" (преп. Ефрем Сирин). Далее, по мысли того же святого, Израиль в данном случае можно уподобить этому самому человеку. "Когда израильтяне жили в Египте и находились под властью фараона, нечистый (дух) был у них. А когда Господь послал им спасителя, который вывел их (из Египта), то нечистый убежал, и они исцелены были. «Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от погибели» (ср. Пс. 106:20). Провел их чрез море, дабы освятились, и не захотели; и провел их чрез пламень огненный, и не очистились, как засвидетельствовал и апостол (1 Кор. 10:1–5). Итак, нечистый (дух), изгнанный из них, прошел по местам безводным, то есть по язычникам, чтобы найти себе покой, но не нашел, так как и язычники услышали голос Божественного предречения: «кои некогда жаждали воды» и пр. (ср. Ис. 55:1)"

Но понятно, что говорится здесь отнюдь не только об Израиле, который в данном случае лишь прообраз. И уж точно не только о тех далеких от нас временах.

Беда многих современных православных в том, что, годами практикуя литургическую жизнь, основной акцент у них делается как раз на этом очищении, подметании и некотором внешнем и внутреннем украшении своего дома. Но чаще всего он остается незаполненным, свободным... Занимаясь собой и озабочиваясь, как бы в очередной раз чем-нибудь не согрешить, почему-то забывается другое. Например: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4: 8). То есть, стремление к свету, правде, любви, ко всему положительному, которое бы само собой вытесняло внутреннюю тьму! Но в одиночку с этой тьмой не справишься. Потому и задумана Церковь как сообщество христиан-единомышленников, где бы мы были открытыми друг для друга и помогали друг другу хоть в самом малом. Помогая в чем-то другим, мы помогаем себе самим... Но часто ли это сейчас встретишь в современном церковно-приходском быту?

Процитирую современного автора Уильяма Баркли:

""В этой сжатой и жуткой маленькой притче о покинутом и призрачном доме заключен целый мир практических истин.
1. Нечистый дух изгнан из человека, но не уничтожен. Другими словами, в этом мире зло может быть побеждено, изгнано, но оно не может быть уничтожено. Оно всегда ищет возможности для контратаки и захвата потерянного. Зло – это сила, которая может быть загнана в угол, но которую в этом мире невозможно уничтожить.
2. Из этого вытекает, что религия, которая только запрещает, не может быть достаточной. Религия, которая сводится к одним запретам – ты не должен, обречена на неудачу. Проблема такой религии заключается в том, что человека можно очистить, запрещал ему поступать плохо, но его нельзя сохранить чистым.
Рассмотрим это на практике. Пьяницу можно исправить; он может обещать, что не будет больше сидеть в пивных, но он должен найти себе какое-то занятие, чтобы заполнить свое свободное время, иначе все равно вернется к прежнему порочному занятию. Может быть другой, постоянно искавший наслаждения, решит прекратить свою порочную практику, но он должен найти что-то новое, чтобы заполнить свое свободное время, иначе сама пустота жизни вернет его к прежним поискам. Надо не только очистить жизнь человека от порока, надо привить ей доброе. Всегда остается истиной, что «дьявол найдет какую-то проказу для праздных рук». И если из жизни устранено одно занятие, надо взамен ему найти другое, потому что жизнь не может оставаться пустой.
3. Из этого следует, что единственным стабильным исцелением от порока является христианская активность. Любое учение, которое лишь говорит человеку чего он не должен делать обречено на неудачу: человеку нужно также сказать, что он должен делать. Безделье, праздность – вот роковая болезнь. Даже самая невинная праздность скоро будет заражена пороком. Самый простой способ искоренить в саду сорняки – засадить его полезными растениями. Самый простой способ освободить жизнь от греха – наполнить ее здоровой деятельностью.
Попросту говоря, Церковь тогда сможет удержать своих членов, если она даст им христианскую работу. Наша цель не просто жизнь, свободная от порочных занятий, а жизнь, заполненная доброй работой для Христа. Когда нам очень угрожают искушения, лучший способ преодолеть их - окунуться головой в работу для Бога и для наших собратьев"".

Понятно, что есть еще и проблема "выгорания", и проблема личной "богооставленности" - это уже вне рамок данной темы. Не всё здесь читателям обязательно принимать на свой счет. Но лукавый в любом случае не дремлет... В церковной среде особенно.
Tags: библия, писание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments